Мир уже никогда не будет прежним: впервые количество людей старше 60 лет превысило число детей в возрасте до 5 лет. И этот процесс будет только набирать обороты: ожидается, что к 2050 г. доля пожилых в мире вырастет до 22%. В Беларуси, по предварительным прогнозам, - до 30%, и уже сейчас каждый четвертый в стране - пенсионер. Значит, сама система организации общества требует неотложных изменений.
- Многие страны уже пересматривают государственную политику в области народонаселения и старения, развивая следующие направления: 1) участие пожилых людей в развитии общества; 2) обеспечение здоровья и благосостояния в пожилом возрасте; 3) создание благоприятных условий для пожилых, в том числе благоприятной психологической среды, когда человек пожилого возраста воспринимается как активный член общества, не только пользующийся плодами развития, но и активно их создающий, - рассказал «АиФ» старший советник Европейского центра политики и исследований в области общественного благосостояния (Вена) Александр СИДОРЕНКО. - Невозможно представить себе развитие общества без участия в нем людей разного возраста, в том числе пожилого. Поэтому если мы хотим быть дальновидными, то должны во всем мире признать потенциал пожилого населения как основу для будущего развития. В связи с этим очень важно научиться адаптироваться к стареющему обществу. Не сражаться со старением и не обольщаться ложными перспективами «антистарения», а думать, как жить в условиях изменившейся демографической структуры.
Эксперт подчеркнул: меры адаптации должны быть «вмонтированы» в государственную политику. А если старение и развитие будут восприниматься как антагонистические процессы, то общество обречено на застой.
- Необходимо обратить внимание на парадокс старения, - говорит Александр Сидоренко. - Он связан с набором проблем, которые надо решать на рынке труда, в соцобеспечении, в здравоохранении. При этом часто забывают о важном достижении человечества: с середины прошлого столетия средняя продолжительность жизни увеличилась на 20 лет и будет расти дальше. Этот «демографический дивиденд» важно учитывать при госпланировании.
Международные подходы предполагают предоставление возможности работать на пенсии тем, кто хочет и может продолжать трудовую деятельность. В Беларуси четверть пенсионеров продолжают трудиться, и реформирование рынка труда могло бы увеличить это число, сформировав пул вакансий с гибким графиком занятости. Бытующее мнение о том, что пенсионеры «забирают» рабочие места у молодежи, не подтвердили исследования, проведенные в России, Великобритании, Франции. Основной вывод: работники, начинающие трудовой путь, не претендуют на места, на которых работают пожилые, а увеличение трудовой занятости среди работников старших возрастов не влияет отрицательно на занятость молодых.
В ближайшие пять лет страны, принадлежащие к региону Европейской экономической комиссии ООН, в число которых входит и Беларусь, как раз намерены сосредоточиться на следующем: признание важности участия пожилых людей в развитии общества; поощрение более долгой трудовой жизни и сохранение трудоспособности в позднем возрасте; обеспечение достойного старения.
Общественная деятельность
Есть ряд международных документов, где подробно прописано, какие меры государственной политики в области старения необходимо принять странам, чтобы успешно адаптироваться к новым условиям.
- Например, пожилые люди должны быть включены в процессы принятия решений на правительственном и других уровнях политической, социальной, культурной, образовательной сфер жизни, - перечисляет Александр Сидоренко. - Основные пути, которые помогают людям пожилого возраста получать личное удовлетворение в жизни, - участие в общественных организациях пожилых людей, а также в политических процессах в качестве информированных граждан.
Эксперт рассказал, что сегодня организаций, объединяющих пожилых людей, немного. Гораздо чаще люди более молодого возраста создают сообщества по вопросам старения для отстаивания прав людей пожилого возраста. Cамая крупная неправительственная организация пожилых граждан - AARP - находится в США. Это очень влиятельная ассоциация с многомиллиардным бюджетом, в составе которой два исследовательских центра. Среди функций - страхование жизни и здоровья пожилых.
- Из наиболее успешных политических организаций могу назвать влиятельную Хорватскую партию пенсионеров: на парламентских выборах 2003 года она получила 3 места из 151 в парламенте Хорватии, - отметил Александр Сидоренко. - Но, пожалуй, самый показательный пример - успех партии пенсионеров Словении, которая в 2004 году получила министерский пост: член партии возглавил Министерство обороны Словении.
Моделей много
Беларуси еще предстоит осмыслить и решить, как адаптироваться к старению общества. Между тем многие страны уже успешно осуществляют соответствующие меры государственной политики на протяжении почти двух десятков лет. Например, в Новой Зеландии стратегию позитивного старения приняли еще в 2001 году.
- Когда я был в Беларуси в 2007 году с миссией ООН, тогда уже существовал Закон «О демографической безопасности», но в нем старение трактовалось как угроза, - отметил Александр Сидоренко. - С тех пор изменилось видение процесса старения, в том числе и в Беларуси. Пришло понимание, как действовать в этой области. Надеюсь, если у вас будет разработана стратегия в области старения, это будет умный, конкретный документ с четкими планами на каждый год, предполагающий подробные отчеты министерств и ведомств о проделанной работе и планы дальнейшей работы. Мне приходилось участвовать в разработке национальных стратегий в области старения во многих странах мира. Например, в Украине, откуда я родом, изначально был создан замечательный документ - прекрасная стратегия. Однако из принятого Кабинетом министров документа исчезли многие положения, которые подразумевали, что действия госструктур должны быть конкретны, с отчетами о проделанной работе. И если в Беларуси будет разрабатываться аналогичный документ, то в процесс должны включиться неправительственные общественные организации и активно участвовать в его подготовке, с тем чтобы был создан и принят конкретный действенный документ, а не очередной набор «мантр» с призывами улучшить жизнь людей пожилого возраста.
Моделей для создания таких стратегий очень много. Я бы рекомендовал обратить внимание на новозеландскую: в ней есть четкие формулировки целей и задач, а также прописано обязательное составление планов конкретных действий на год с отчетами всех министерств и ведомств о том, что они сделали.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть