184

А если это не просто тоска? ​Как помочь подросткам с симптомами депрессии

Психиатр рассказала о тревожности и депрессивных симптомах в подростковом возрасте и что с этим делать родителям.

Подростковый период – непростой для детей. Даже по физическим причинам: меняется тело, перестраивается работа многих органов, начинаются бурные гормональные изменения. Из-за этого бывают частые перепады настроения: то вспышки гнева, то хочется грустить и плакать. И это нормально.

Другое дело, когда такие состояния у подростков стали слишком частыми. Это еще норма или повод бить тревогу? Это депрессивные симптомы или просто плохое настроение? Как родителям разобраться с этой тонкой гранью и где искать помощи?

Поговорили об этом с заместителем главного врача по медицинской части Минского городского клинического центра детской психиатрии и психотерапии, главным внештатным детским психиатром Ольгой ЛИТВИНОВОЙ.

 Подростки, да и взрослые, часто могут громко заявлять: «Я в депрессии». Что с этим делать родителям: как понять, где тоска и грусть, а где симптомы депрессии или повышенной тревожности?

Точно не нужно сразу навешивать ярлыки с диагнозом. Его вправе устанавливать только доктор. Нужно понимать, что расстроиться может любой человек и переживать в течение какого-то времени. Мы все можем злиться, тревожиться, расстраиваться – это нормально. Но потом мы возвращаемся к стабильному обычному состоянию.

Я всегда призываю родителей быть очень внимательными к своим детям. Если мы у ребенка видим затянувшееся во времени состояние, то это нужно отметить. Классическая цифра – две недели, если примерно столько ребенок «застыл» в несвойственном поведении, эмоции, это тревожный звоночек. Конечно, все зависит от тяжести проявления симптомов. Если 23 дня у ребенка слезы нескончаемым потоком или он/она не спит, то, конечно, не надо дожидаться двух недель.

Причем нужно быть внимательными и замечать изменившиеся состояния как с плюсом, так и с минусом. То есть фиксировать как тревожность, так и, например, непонятное возбуждение, эйфорию. Если эти состояния ничем, на ваш взгляд, не подкреплены и не свойственны для ребенка. 

У меня был в практике такой случай. Парень расстался с девушкой. Очень сильно из-за этого переживал и, к сожалению, принял решение уйти из жизни. И начал косвенно прощаться с родителями. Он с утра у мамы спрашивал: «А что тебе приготовить?» Потом шел мусор выносить, убирался. Обнимал родителей, целовал. Мама уже позже, когда мы с ней разговаривали, вспоминала: «Я же понимала подсознательно, что что-то происходит – ну настолько нетипичное поведение. Сын всегда ершистый, колючий. Лишний раз не подойдет, а тут и поцеловал, и мусор вынес». К счастью, в этой ситуации все сработали очень слаженно и парень был спасен. 

Я повторюсь: нельзя сделать из родителей врачей для установления диагнозов своему ребенку. Это и не надо. Задача – увидеть, что у сына или дочери что-то происходит.

Надо разговаривать с детьми

 А что делать родителям, если заметили такие несвойственные изменения?

Что важно всегда делать – разговаривать с ребенком. Причем важна не столько суть беседы, сколько то, что ребенок может с вами говорить. Он/она должны ощущать, что вы – это тот человек, к которому можно прийти и любую ситуацию обсудить.

Часто родители говорят: «Да он/она не хочет общаться: закроется в своей комнате и сидит там». Но давайте шагнем чуть-чуть назад и посмотрим, как родители разговаривают с ребенком. Что обычно спрашивают: «Как дела в школе? Что ел?» И это прекрасно, если выслушают, как дела в школе. Но часто ребенок начинает рассказывать, а родитель уже шагнул в сторону и, возможно, кому-то звонит и чем-то другим занимается.

Или родитель слушает, но обесценивает чувства подростка. Например, приходят родители ко мне на прием и говорят: «Дочь постоянно в гаджетах, как ее вернуть?» Я предлагаю попробовать через гаджеты и наладить связь. Дочь же наверняка продвинутая в них и явно знает больше, чем родители. Попросите ее помощи, чтобы она что-то объяснила. Показала, что она сама там смотрит. Каким-то образом включитесь в этот процесс. На что родители отвечают: «Мы смотрели – да там же ерунда какая-то».

И вот теперь давайте представим, что вы приходите ко мне и рассказываете о том, что, к примеру, научились вязать крючком и показываете свои работы. А я на это говорю – ерунда! И вот теперь ответьте: захотите ли вы в следующий раз показывать мне свои работы или обсуждать эту тему?

Я хочу обратить внимание родителей на то, что различные жизненные ситуации, которым вы не придаете значения, могут болезненно переживаться вашими детьми. Ой, да расстался с девушкой – господи, да сколько у тебя еще таких будет! А для него в этот момент эта девушка – целый мир.

Почему деструктивные игры, соцсети затягивают детей? Потому что там есть кажущиеся ощущения принятия, понимания. Ощущение, что тебя выслушают и поддержат, не осудят, скажут, что ты тоже такое переживал.

Кроме того, очень важно сохранять объединяющие детей и родителей события. Если принято, например, вместе за грибами ходить – сохраняйте эту традицию. Может, у вас есть традиция по вечерам в настольные игры играть или по субботам в кафе ходить и обсуждать насущные вопросы. Понятно, что подросток не будет, как и раньше, везде с вами следовать за руку. Это закономерно, что он будет отделяться и искать себе компанию. Но связь важно удерживать.

Не все так просто…

 Как в таком случае лучше строить разговор с подростками?

Если видите, что ребенку тяжело, лучше избегать таких фраз: «Перестань думать об этом, не грусти, посмотри, как все здорово, соберись, возьми себя в руки, ты же парень/ты же девушка».

Мы таким образом даем понять, что вроде как это очень просто – не расстраиваться и не грустить. И ребенок думает, что он по каким-то параметрам не состоятелен, раз не может так легко перестроиться. Соберись – а он собраться не может. Возьми себя в руки – а он взять себя в руки не может. Все это заставляет еще больше думать о себе плохо. Депрессивные состояния ведь характеризуются негативной триадой: ты смотришь на мир негативно, на себя негативно и в будущее негативно. Я плохой, мир плохой и будущего у меня нет.

Если бы это все было так просто, то такого направления – психиатрии – и не было бы. И расстройства такого – депрессии – не признавалось. Но его признает весь мир, и выстраивается целая терапия, чтобы людям помочь.

В этой ситуации лучше констатировать, а не задавать вопросы: «Я вижу, что тебе плохо. Я вижу, что ты испытываешь сейчас грусть, тревогу». Покажите, что вы это все замечаете и готовы помочь. Можно даже признаться, что вы сами никогда не переживали такого. Но вы вдвоем можете что-то решить. Можете обратиться к специалисту, в конце концов.

Где помогут

 А куда можно обратиться, если родители чувствуют, что сами не справляются?

– Есть хороший выбор инструментов. Например, детская телефонная линия – можно позвонить в любой момент, она работает круглосуточно. Набираешь номер телефона 8-801-100-16-11 – и на том конце провода ответят специалисты, которые помогут оценить сложную ситуацию. Там ответят не только детям, но и взрослым. Можно звонить, если у родителей в отношении своего ребенка возникли какие-то вопросы, они просто задумались – это нормально или ненормально? Вас проконсультируют и, более того, расскажут, куда можно прийти, какие варианты помощи.

Плюс развивается сеть Центров, дружественных подросткам, можно прийти туда. Можно со школьным психологом посоветоваться.

Можно к нам обратиться – в Минский городской клинический центр детской психиатрии и психотерапии.

 Часто у родителей и подростков есть страхи в отношении психиатров – что передадут информацию в школу, что сразу поставят диагноз.

– Психиатрия ничем не отличается, а может, и строже психотерапии в отношении сохранения врачебной тайны. Все происходит конфиденциально. В школы и вузы мы не сообщаем, если это не медицинский вопрос, а просто консультация. 

Но поэтому и хорошо, что есть другие инструменты психологической помощи в стране. Если страшно идти к психиатру сразу – можно идти к психологам, о которых я упомянула раньше. Если у вас заболела спина, вы же сразу не бежите к нейрохирургу. Скорее всего, начнете с терапевта, с невролога. Главное – обращаться за помощью, не затягивать и очень внимательно относиться к психологическому здоровью своих детей. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно