16 ноября в Кобрине состоялось заседание Совета концерна «Беллегпром», объединяющего многие крупные предприятия белорусской легкой промышленности. Подводили итоги работы за 9 месяцев 2017 года. Результаты следующие: рентабельность продаж в промышленности 8,8%, объем экспорта товаров $416,8 млн, или 103,8% к соответствующему периоду прошлого года, за январьсентябрь произведено продукции на 1,4927 миллиарда рублей (111,8% к аналогичному периоду минувшего года). Рост объемов производства в натуральном выражении составил для тканей плюс 7,1%, ковров и ковровых изделий 18,4%, трикотажных изделий 0,6%, чулочноносочных изделий 11,1%, корсетных изделий 53,7%, обуви 10,0%. Сальдо внешней торговли сложилось положительное на уровне $134,7 млн.
Не стыдно
В октябре текущего года заместитель премьер-министра Беларуси Владимир СЕМАШКО во время международной выставкиярмарки по оптовой продаже товаров легкой и текстильной промышленности в Минске отметил, что в последние годы в предприятия легпрома в нашей стране вложили около $870 млн. Он также подчеркнул, что наша страна производит абсолютно конкурентоспособную продукцию, в которую не стыдно одеть своих детей и одеться самому.
Если прибавить ко всем существующим успехам планы по выпуску белорусских джинсов (эта новость в свое время основательно взбудоражила общественность), может возникнуть впечатление, что отрасль переживает подъем. Так ли это? Ответ отрицательный, если судить по уровню заработных плат. По данным за сентябрь 2017 года, работники, занятые в производстве текстильных изделий, одежды, изделий из кожи и меха, получали в среднем всего около 650 рублей в месяц. Для сравнения: в производстве кокса и продуктов нефтепереработки зарплаты сложились свыше 1300 руб., в сфере информации и связи больше 2325 руб., сообщает Национальный статистический комитет Беларуси.
Проблем хватает
В общем объеме производства предприятий «Беллегпрома» удельный вес экспорта составляет 53,4%. Свыше 75% того, что мы отправляем на продажу за границу, идет в Россию. Такая серьезная привязка к одному рынку чревата возникновением трудностей, например, в виде падения доходов в результате снижения платежеспособности населения страны импортера.
В белорусской Программе развития легкой промышленности на 20162020 годы отмечается, что сегодня остро стоит проблема товаропродвижения.
В связи с присоединением России к Всемирной торговой организации у соседей снизились импортные пошлины на ряд товаров, выпускаемых предприятиями легпрома, что значительно обострило конкуренцию по ценовому фактору на рынке Таможенного союза/Единого экономического пространства.
Кроме того, в России продается очень много одежды и обуви, изготовленной непонятно кем, где и как. По меньшей мере треть продукции легкой промышленности произведена или ввезена незаконно. Налоги с нелегального ввезенного товара не платятся, цены на него, соответственно, значительно ниже.
В числе основных факторов, сказывающихся на работе нашей отрасли легпрома, упоминаются проблемы со сбытом, отсутствие цивилизованного рынка потребительских товаров, снижение платежеспособного спроса, дефицит кадров. Наконец, накладывает отпечаток и изменение самого формата торговли. Речь идет о приходе на рынок большого числа гипермаркетов и торговых сетей, в результате чего сужаются такие каналы продвижения товара, как традиционные магазины и мелкая розница.
Защитить рынок
Товар, который производят предприятия легкой промышленности, по уровню потребления находится на втором месте, уступая только продуктам питания. К сожалению или к счастью, пока еще не изобрели брюк, которые можно было бы носить бесконечно. Это значит, что продукция легпрома не перестанет быть востребованной. Необходимость постоянного производства гарантирует загруженность предприятий, наличие рабочих мест, выплату заработной платы, уплату налогов и т.д. Причем, даже если экспорт «просядет», белорусские одежда и обувь всегда нужны на внутреннем рынке. Нужны ли? Нет сомнений в том, что отдельные категории товаров, произведенных в Беларуси, пользуются спросом и у нас, и за границей. Но можно ли сказать то же самое обо всей продукции отрасли? Пусть каждый сам ответит на этот вопрос, вспомнив, какие из надетых на него вещей сшиты в Беларуси.
Что касается рынков, там продукция белорусского легпрома не востребована, утверждает Анатолий ШУМЧЕНКО, председатель РОО «Перспектива», организации, объединяющей представителей малого бизнеса, в основном ИП:
Продается крайне мало. Причины высокая стоимость, значительные логистические затраты, не всегда хороший дизайн. Продавцы и покупатели рынков в основном отдают предпочтение китайским товарам, купленным в России, Польше, Украине. Реализацией же продукции нашего легпрома занимаются, как правило, проводящие сети, принадлежащие окологосударственным структурам.
По словам эксперта, в последнее время в Беларуси серьезную угрозу для национального производителя одежды представляет активная экспансия на рынок розничной торговли лиц из Средней Азии.
По нашим данным, в регионах республики за последние годдва открылись 168 магазинов площадью от 200 до 400 м2 каждый. В них по очень низким ценам продается неизвестно где и кем произведенный товар. Продавцы могут позволить себе делать маленькую «накрутку» стоимости за счет минимизации налогов и пошлин, ввоза товара по «серым» схемам. Происходит занижение выручки, что приводит к уменьшению налогооблагаемой базы. Мы делали запрос в Министерство антимонопольного регулирования и торговли с просьбой разобраться в ситуации, но вопрос остался нерешенным. В ведомстве нам ответили, что в свою очередь обращались в Комитет госконтроля с просьбой организовать проверки этих магазинов. Но там лишь сослались на Указ №510, согласно которому недавно открывшиеся предприятия можно проверять только в особых случаях…
Можем ли мы сегодня защитить интересы белорусского производителя? Следует ли нам продолжать вкладывать сотни миллионов долларов в модернизацию легпрома, учитывая все возрастающую конкуренцию со стороны азиатских стран? Как конкурировать с теми, кто работает в обход всех правил? И, главное, как получилось, что спустя четверть века развития отрасли легкой промышленности белорусы в массе своей не горят желанием одеваться «во все свое»? И это притом, что хорошо шить у нас умеют. По сведениям «АиФ», ряд знаменитых модельных домов периодически изъявляют желание обшиваться на белорусских предприятиях. При этом изготавливаемая продукция, согласно договоренностям, на местный рынок не попадает.
МНЕНИЕ
- Бытует мнение, что развитие легкой промышленности в наш век, когда информация ценится больше всего, - удел слаборазвитых, отстающих государств. Верно ли такое утверждение? Нужно ли Беларуси производить свою одежду, обувь, ткани и т.д.? Сергей Р., Минск
Это утверждение не вполне корректно. Нет никакой взаимообусловленности легпрома и степени развития страны, говорит Антон БОЛТОЧКО, эксперт «Либерального клуба» по экономике. – На мой взгляд, не существует препятствий к тому, чтобы легкая промышленность в нашей стране развивалась. Вопрос лишь в том, насколько модернизированы наши предприятия, какие у них мощности, подходы к организации производства. Этим вопросом скорее должно заниматься не государство, а инвесторы, разрабатывающие определенные ниши.
По мнению Антона Болточко, за годы развития Беларусь не стала лидером в регионе по товарам легкой промышленности, хотя признание отдельной продукции нашего легпрома всетаки произошло.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть