5732

Что мы носим. Нелегкая жизнь легкой промышленности

"Аргументы и факты" в Беларуси № 48. Нелегкая жизнь 28/11/2017

16 ноября в Кобрине состоялось заседание Совета концерна «Беллегпром», объединяющего многие крупные предприятия белорусской легкой промышленности. Подводили итоги работы за 9 месяцев 2017 года. Результаты следующие: рентабельность продаж в промышленности ­ 8,8%, объем экспорта товаров ­ $416,8 млн, или 103,8% к соответствующему периоду прошлого года, за январь­сентябрь произведено продукции на 1,4927 миллиарда рублей (111,8% к аналогичному периоду минувшего года). Рост объемов производства в натуральном выражении составил для тканей ­ плюс 7,1%, ковров и ковровых изделий ­ 18,4%, трикотажных изделий ­ 0,6%, чулочно­носочных изделий ­ 11,1%, корсетных изделий ­ 53,7%, обуви ­ 10,0%. Сальдо внешней торговли сложилось положительное на уровне $134,7 млн.

СПРАВКА
В состав «Беллегпрома» входят 96 организаций. Предприятия концерна производят 60% общего объема производства товаров легкой промышленности в Беларуси. Общая численность работающих в концерне около 50 тыс. человек. Количество сотрудников на предприятиях концерна составляет 73,5% общего числа работников легпрома нашей страны.

Не стыдно

В октябре текущего года заместитель премьер­-министра Беларуси Владимир СЕМАШКО во время международной выставки­ярмарки по оптовой продаже товаров легкой и текстильной промышленности в Минске отметил, что в последние годы в предприятия легпрома в нашей стране вложили около $870 млн. Он также подчеркнул, что наша страна производит абсолютно конкурентоспособную продукцию, в которую не стыдно одеть своих детей и одеться самому.

Если прибавить ко всем существующим успехам планы по выпуску белорусских джинсов (эта новость в свое время основательно взбудоражила общественность), может возникнуть впечатление, что отрасль переживает подъем. Так ли это? Ответ отрицательный, если судить по уровню заработных плат. По данным за сентябрь 2017 года, работники, занятые в производстве текстильных изделий, одежды, изделий из кожи и меха, получали в среднем всего около 650 рублей в месяц. Для сравнения: в производстве кокса и продуктов нефтепереработки зарплаты сложились свыше 1300 руб., в сфере информации и связи ­ больше 2325 руб., сообщает Национальный статистический комитет Беларуси.

Проблем хватает

В общем объеме производства предприятий «Беллегпрома» удельный вес экспорта составляет 53,4%. Свыше 75% того, что мы отправляем на продажу за границу, идет в Россию. Такая серьезная привязка к одному рынку чревата возникновением трудностей, например, в виде падения доходов в результате снижения платежеспособности населения страны импортера.

В белорусской Программе развития легкой промышленности на 2016­2020 годы отмечается, что сегодня остро стоит проблема товаропродвижения.

В связи с присоединением России к Всемирной торговой организации у соседей снизились импортные пошлины на ряд товаров, выпускаемых предприятиями легпрома, что значительно обострило конкуренцию по ценовому фактору на рынке Таможенного союза/Единого экономического пространства.

Кроме того, в России продается очень много одежды и обуви, изготовленной непонятно кем, где и как. По меньшей мере треть продукции легкой промышленности произведена или ввезена незаконно. Налоги с нелегального ввезенного товара не платятся, цены на него, соответственно, значительно ниже.

В числе основных факторов, сказывающихся на работе нашей отрасли легпрома, упоминаются проблемы со сбытом, отсутствие цивилизованного рынка потребительских товаров, снижение платежеспособного спроса, дефицит кадров. Наконец, накладывает отпечаток и изменение самого формата торговли. Речь идет о приходе на рынок большого числа гипермаркетов и торговых сетей, в результате чего сужаются такие каналы продвижения товара, как традиционные магазины и мелкая розница.

Защитить рынок

Товар, который производят предприятия легкой промышленности, по уровню потребления находится на втором месте, уступая только продуктам питания. К сожалению или к счастью, пока еще не изобрели брюк, которые можно было бы носить бесконечно. Это значит, что продукция легпрома не перестанет быть востребованной. Необходимость постоянного производства гарантирует загруженность предприятий, наличие рабочих мест, выплату заработной платы, уплату налогов и т.д. Причем, даже если экспорт «просядет», белорусские одежда и обувь всегда нужны на внутреннем рынке. Нужны ли? Нет сомнений в том, что отдельные категории товаров, произведенных в Беларуси, пользуются спросом и у нас, и за границей. Но можно ли сказать то же самое обо всей продукции отрасли? Пусть каждый сам ответит на этот вопрос, вспомнив, какие из надетых на него вещей сшиты в Беларуси.

Что касается рынков, там продукция белорусского легпрома не востребована, утверждает Анатолий ШУМЧЕНКО, председатель РОО «Перспектива», организации, объединяющей представителей малого бизнеса, в основном ИП:

­ Продается крайне мало. Причины ­ высокая стоимость, значительные логистические затраты, не всегда хороший дизайн. Продавцы и покупатели рынков в основном отдают предпочтение китайским товарам, купленным в России, Польше, Украине. Реализацией же продукции нашего легпрома занимаются, как правило, проводящие сети, принадлежащие окологосударственным структурам.

По словам эксперта, в последнее время в Беларуси серьезную угрозу для национального производителя одежды представляет активная экспансия на рынок розничной торговли лиц из Средней Азии.

­ По нашим данным, в регионах республики за последние год­два открылись 168 магазинов площадью от 200 до 400 м2 каждый. В них по очень низким ценам продается неизвестно где и кем произведенный товар. Продавцы могут позволить себе делать маленькую «накрутку» стоимости за счет минимизации налогов и пошлин, ввоза товара по «серым» схемам. Происходит занижение выручки, что приводит к уменьшению налогооблагаемой базы. Мы делали запрос в Министерство антимонопольного регулирования и торговли с просьбой разобраться в ситуации, но вопрос остался нерешенным. В ведомстве нам ответили, что в свою очередь обращались в Комитет госконтроля с просьбой организовать проверки этих магазинов. Но там лишь сослались на Указ №510, согласно которому недавно открывшиеся предприятия можно проверять только в особых случаях…

Можем ли мы сегодня защитить интересы белорусского производителя? Следует ли нам продолжать вкладывать сотни миллионов долларов в модернизацию легпрома, учитывая все возрастающую конкуренцию со стороны азиатских стран? Как конкурировать с теми, кто работает в обход всех правил? И, главное, как получилось, что спустя четверть века развития отрасли легкой промышленности белорусы в массе своей не горят желанием одеваться «во все свое»? И это притом, что хорошо шить у нас умеют. По сведениям «АиФ», ряд знаменитых модельных домов периодически изъявляют желание обшиваться на белорусских предприятиях. При этом изготавливаемая продукция, согласно договоренностям, на местный рынок не попадает.

МНЕНИЕ

  • Бытует мнение, что развитие легкой промышленности в наш век, когда информация ценится больше всего, - удел слаборазвитых, отстающих государств. Верно ли такое утверждение? Нужно ли Беларуси производить свою одежду, обувь, ткани и т.д.? Сергей Р., Минск

­ Это утверждение не вполне корректно. Нет никакой взаимообусловленности легпрома и степени развития страны, ­ говорит Антон БОЛТОЧКО, эксперт «Либерального клуба» по экономике. – На мой взгляд, не существует препятствий к тому, чтобы легкая промышленность в нашей стране развивалась. Вопрос лишь в том, насколько модернизированы наши предприятия, какие у них мощности, подходы к организации производства. Этим вопросом скорее должно заниматься не государство, а инвесторы,  разрабатывающие определенные ниши.

По мнению Антона Болточко, за годы развития Беларусь не стала лидером в регионе по товарам легкой промышленности, хотя признание отдельной продукции нашего легпрома все­таки произошло.  

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно