В Китае владение автомобилем перестает быть привилегией. На внутреннем рынке продается более 20 млн новых машин ежегодно, и есть колоссальные перспективы в два раза увеличить это число в течение 10 лет. Естественно, инфраструктура городов не поспевает за автомобилизацией, и пробки в китайских многомиллионных городах уже бьют мировые рекорды. Вместе с ними улицы душит смог. Неудивительно, что власти решились на радикальные меры.
Покупка машины — это лотерея
«Для начала вводятся ограничения на въезд машин в центр. К примеру, в Китае для жителей иных провинций разрешен проезд через Шанхай только по скоростным магистралям в городской черте. В жилые районы иногородние машины попасть не могут, — рассказывает автомобильный эксперт и историк автомобильных производств Александр Пикуленко. — А для самих жителей Шанхая или Пекина введены ограничения иного рода.
Условно, если последняя цифра номера нечетная, то на машине нельзя появляться в городе во вторник, в четверг или в субботу. А если последняя цифра четная, то запрет распространяется на понедельник, среду и пятницу».
Такие методы были введены во время китайской олимпиады 2008 года, а потом стали применяться постоянно, в том числе и в других мегаполисах.
Аналогичный способ ограничения въезда действует не только в Китае, но и в Монголии, а также в Греции и иных странах. Естественно, люди старались обойти запреты. Многие жители покупали вторую машину и ездили на них через день. Такая же ситуация повторилась и в Афинах. Там 44% жителей города владеют двумя автомобилями, а 17% — тремя. Подобная картина наблюдается и в Монголии.
Власти Поднебесной отреагировали на такую хитрость по-своему и стали ограничивать покупку автомобилей для жителей мегаполисов. «Там проводится лотерея за право приобрести регистрационный знак, — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Оплачивается небольшой взнос, и в течение года разыгрывается табличка. Если повезло, то потом под нее можно купить машину».
В задыхающемся от автомобилей Сингапуре поступают еще более жестко. Там ведется торговля квотами на покупку машины, средняя цена на которые приближается примерно к 8000 долларов. Еще в Сингапуре высокие пошлины на импорт машин. Для личного транспорта они составляют 41% стоимости ввезенного автомобиля. Кроме того, при постановке его на учет необходимо заплатить сбор в размере 140% его рыночной стоимости. Поэтому владение личным транспортом в крохотном государстве слишком дорогое. Все ездят на мотоциклах или мопедах.
Экологические районы
Одним из самых интересных европейских примеров борьбы с автомобилями является Лондон. Въезд в исторический центр там платный и составляет около 8 фунтов. Причем в часы пик стоимость возрастает, что считается «налогом на пробку». Кроме того, светофоры на въезд в центр работают с гораздо меньшими промежутками времени, чем на выезд. В итоге легковым автомобилям попасть в центр сложнее, чем выехать из него. Да и делать там машинам нечего — паркингов нет.
Кроме того, некоторые районы города имеют еще и экологические ограничения. Для «грязных машин» въезд в зоны сверхнизкой эмиссии составляет около 12 фунтов ежедневно. Бесплатно могут ездить только электрокары.
Тренд на электрокары есть и в азиатских странах. В Китае тем гражданам, кто купил «зеленый» автомобиль и получил зеленый номер, разрешено заезжать в города даже с региональными номерными знаками. В Монголии действует такое же разрешение, однако при отсутствии должного контроля оно оборачивается жульничеством.
Граждане покупают поезженные гибриды из Японии, в основном «Приусы». Затем электромотор с батареей удаляются, и жители степей ездят на модернизированных «Приусах» с бензиновым мотором повсюду, в том числе и перегруженном машинами Улан-Баторе.
Общественный транспорт
Однако просто не пустить машину в город — это не выход. Важно дать гражданам альтернативный транспорт. Власти французского Бордо вместе с запретом проезда в экологически чистый центр города на паркингах выдают квитанции с бесплатным билетом на трамвай. Развитие сети трамвайных линий позволило снизить количество легковых машин на 5-7%.
Бесплатные трамваи есть в Таллинне и в испанской Севилье.
«В Москве благодаря введению платных паркингов и сокращению мест для стоянки тоже наблюдается снижение автомобилей на 1,5-2%, — продолжает Александр Пикуленко. — Жители центра пересаживаются на каршеринг. Одновременно растет количество такси. Сейчас их уже около 40 тысяч, и с вводом в строй еще 30 тысяч каршеринговых машин потребности жителей столичного центра в автомобилях будут удовлетворены».
Сел и поехал. Что может предложить рынок аренды автомобилей в Минске
Почему возле станций метрополитена так мало парковок?
Продажи машин упадут до уровня 5-летней давности
Кто не успел. Чтобы купить машину недорого, надо было покупать ее... вчера
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть