Сегодня появляется все больше «продвинутых» потребителей, которые, заботясь о своем здоровье, спрашивают у продавцов: «А ваша продукция - экологически чистая?» Как правило, ответ на этот вопрос утвердительный. Однако, если разобраться, говоря об экологически чистых продуктах, мы только интуитивно понимаем, что это такое, но реально подтвердить свои слова производители не могут, потому что таких критериев в Беларуси просто нет.
Бездействие - это шаг в никуда, поэтому совместный проект Европейского союза и Программы развития ООН «Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь» собрал представителей различных ведомств, органов госуправления, экологических организаций, ведущих белорусских предприятий для обсуждения возможности применения европейских экологических критериев к продукции в белорусских реалиях и проблемы совершенствования системы экологической маркировки. Для обсуждения выбрали шесть видов продукции: обувь, деревянные напольные покрытия, шампуни, синтетические моющие средства, лакокрасочные материалы, деревянная мебель.
Зачем?
В Беларуси разработкой экологических критериев к продукции начали заниматься в 2004 году, но далеко продвинуться не сумели.
- Когда мы предложили производителям деревянных изделий, мебели, которые утверждают, что выпускают экологически чистую продукцию, определить требования к ней, получили ответ: «Нам это не надо», - рассказал директор Государственного предприятия «Экологияинвест» Валерий КУРИЛОВ. - Сегодня вопросы введения экологической маркировки очень активно обсуждаются в России и других странах. Если мы хотим, чтобы отечественная продукция была конкурентоспособной в рамках Таможенного союза, в том числе и по экологическим требованиям, нельзя отставать от соседей.
Велосипед изобретать не нужно, достаточно перенять лучшее из опыта Европейского союза, где, приложив огромные усилия и потратив немалые средства, выработали оптимальные критерии определения лучшей продукции с точки зрения охраны окружающей среды. Во-первых, это касается применения опасных веществ. Во-вторых - процесса производства и использования продукции. В-третьих - повторного использования, после того как продукция вышла из употребления.
Валерий Курилов подчеркнул, что речь не идет о массовом рынке. Необходимо определить те типы производства, которые способны обеспечить конкурентоспособность, и сделать так, чтобы не возникало барьеров при реализации их продукции.
- «Экологияинвест» занимается экологическим аудитом на предприятиях, - отметил специалист. - Зная нюансы европейского законодательства в области охраны окружающей среды, мы тем, кого проверяем, даем рекомендации, какие технологии необходимо поменять, какое выбрать оборудование, чтобы снизить воздействие на окружающую среду выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, загрязнения сточных вод, земель (почв), образования отходов производства.
Важно для бизнеса
Нормативно-правовая база в сфере экологической маркировки будет усовершенствована в 2013 году. Об этом сообщила заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Галина ВОЛЧУГА.
- Экологическую маркировку на товары в Беларуси наносят и сегодня, но зачастую бездумно, - подчеркнула замминистра. - Следовательно, необходимо сделать экологическую маркировку понятной и для производителей, и для потребителей.
Галина Волчуга отметила, что сегодня европейский рынок всячески себя защищает, следовательно, белорусский производитель должен понять, что экспорт не может развиваться без экологической сертификации и маркировки. В качестве примера предприятия, которое в Беларуси ближе остальных к получению экологического знака, замминистра назвала «Атлант», выпускающий энергоэффективную продукцию. Однако предприятию необходимо поработать с документами, так как получение такого знака предполагает приглашение зарубежных экспертов и аудиторские проверки.
- Отечественные производители должны понять, что движение в направлении экологической сертификации очень важно не только для окружающей среды, но и для бизнеса. Если не идти по этому пути, то в ближайшие десять лет производство не обеспечит высоких показателей качества продукции (в том числе и по экологическим требованиям) и окажется в тупике. Реализовывать продукцию не только в ЕС, но и в Беларуси в смысле конкуренции будет очень сложно, - считает замминистра. - Те средства, которые предприятия потратят на получение экологического знака, несопоставимы с прибылью, которую они смогут получить в дальнейшем.
Опыт соседей
Международный консультант проекта ЕС/ПРООН Марите КУОДИТЕ из Литвы рассказала, что процесс внедрения экологической маркировки во всех странах продвигается сложно, встречаясь с неприятием как производителей, так и покупателей.
-Прежде всего, у людей должно поменяться сознание, - убеждена Марите Куодите. - Литовские производители поначалу считали: зачем прилагать какие-то дополнительные усилия, тратить средства, если выпускаемая продукция и так хорошего качества? Но рынок и конкуренция диктуют свои условия: когда, например, производители туалетной бумаги поняли, что не могут продать свою продукцию в Швеции, - начали сертифицировать товар и наносить экологический знак. Поэтому не надо никого ни убеждать, ни заставлять насильно. Все сделает рынок.
Консультант проекта отметила, что в европейском регламенте под «продуктом» также подразумеваются и услуги, такие как, например, перевозка туристов и услуги гостиниц, кемпингов. И Беларуси в связи с предстоящим Чемпионатом мира по хоккею в 2014 году стоит обратить на это внимание и позаботиться о внедрении национального экологического знака.
- Но надо понимать, что для присвоения экологического знака в услуге должно быть учтено все от «А» до «Я», - отметила Марите Куодите. - Иностранные туристы очень хорошо разбираются во всех нюансах. Например, у нас в Литве случился скандал, о котором написали все зарубежные газеты, когда для туристов, которые жили в кемпинге, были недоступны подвоз в город и возможность вечером купить какие-то продукты питания. Конечно, учесть все тонкости сложно, но надо работать и набираться опыта.
ДЛЯ ПРИМЕРА
Экологические критерии к деревянной мебели (выборочно):
- продукт должен быть произведен минимум на 90% из древесины или материалов из древесины;
- производитель должен иметь политику устойчивых закупок древесины и систему для отслеживания происхождения древесины и перемещения ее от леса до первого пункта приема;
- мебель для помещений не должна быть пропитана химическими веществами, запрещенными или ограниченными к использованию;
- продукция не должна содержать генетически модифицированной древесины;
- пластмассы и металлы должны составлять до 2% общего веса мебели;
- выделение формальдегида из веществ и препаратов для обработки поверхностей должно быть менее 0,062 мг/м3;
- продукция должна обслуживаться без применения органических растворителей;
- продукция должна быть легко перерабатываемой, потребителю должно быть представлено детальное описание путей удаления отходов продукции, а также указание о возможном воздействии при этом на окружающую среду.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть