Механические коробки переключения передач (МКПП) считаются уже архаичными и не удовлетворяющими современным требованиям по эксплуатации. Гораздо удобнее ездить на машинах с автоматами (АКПП), которые не требуют большого опыта и значительно облегчают жизнь водителей в больших городах. Поездки в дорожных заторах, отсутствие необходимости менять передачи и выжимать педаль сцепления, а также невысокая цена сделали такой тип трансмиссии популярным. Больше половины всех машин в России продается с автоматами. Однако, несмотря на незначительную разницу в цене, не все водители спешат покупать машины с автоматами на вторичном рынке. Какими же преимуществами по сравнению с ними обладает механическая коробка передач, из-за чего люди продолжают делать выбор в пользу этой устаревшей конструкции?
Надежность
Главным преимуществом механики считается ее надежность. Коробка способна прослужить 400-500 тысяч километров пробега без капитального ремонта. От водителя требуется только менять фрикционные диски сцепления, служащие примерно 120-150 тыс. км. После первой замены сцепления необходимо слить старое масло и приобрести новое. Дело в том, что за долгое время в жидкости скапливаются продукты износа, которые влияют на выработку трущихся деталей. При хорошем масле срок работы зубчатых механизмов и синхронизаторов практически неограничен.
Автоматическая коробка, конечно, не обладает такой надежностью и требует серьезного ремонта уже на 200 тыс. км.
Спортивность
Считается, что машины с ручной коробкой всегда динамичнее тех, что поставляются с автоматами. Водитель сам может выбирать нужную ступень и дозировать тягу, не боясь вмешательства электроники. Тогда можно проходить повороты в динамическом скольжении на пределе управляемости.
С помощью МКПП можно ездить на повышенных оборотах на скользких дорогах, благодаря чему автомобиль лучше стабилизируется.
МКПП также помогает поддерживать мотор на пике тяги в экстремальные моменты, благодаря чему машина «вытягивается» газом из поворота.
Машины с механикой разгоняются быстрее и энергичнее, чем с автоматами, потому как передача крутящего момента идет через блок сцепления, жестко фиксирующего входной и выходной валы. В автоматах же стоит гидромуфта, которая поглощает часть момента и сглаживает рывки. Поэтому автоматы не любят люди, занимающиеся дрифтом.
В целом многие типы АКПП не позволяют выполнять приемы спортивного вождения, а те, что на это способны, стоят дорого. Поэтому спортсмены предпочитают механику.
Экономичность
Во времена, когда на подавляющем большинстве машин стояли 4-ступенчатые автоматы, механика была заметно экономичнее. Подобные трансмиссии еще недавно шли на «Логаны», «Лады», на «Форды», «Пежо», «Ситроен» и др. Однако сейчас массовые машины уже используют современные 6-ступенчатые трансмиссии, которые как минимум сравнялись с МКПП по экономичности, а в некоторых случаях даже смотрятся более выигрышно.
Взять на прицеп
Ручные коробки гораздо эффективнее при транспортировке сломавшейся машины. Если мотор не заводится из-за севшего аккумулятора, то его можно запустить «с толкача». Автомат такой возможностью не располагает. Кроме того, механика позволяет брать машину на прицеп и буксировать ее на неограниченное расстояние.
Если же сломается автомобиль с автоматической трансмиссией, то придется вызывать эвакуатор. При буксировке можно повредить автоматическую трансмиссию.
Не боится морозов
Механическая коробка удобнее при зимней эксплуатации. Она не боится морозов и требует малого времени для прогревания. Даже при −30 градусах она остается работоспособной, что не всегда можно сказать об автоматах. Вариаторы, к примеру, переходят в специальный предаварийный режим уже при −15 градусах, чтобы не повредить шкивы и снизить износ металлического ремня. Блок управления старается держать почти прямое передаточное отношение до тех пор, пока не достигнет рабочей температуры. На классических автоматах из-за загустения масла могут выйти из строя фрикционные механизмы смены ступеней.
Раскачка в грязи
Механика лучше работает на бездорожье и в снежных сугробах. Она легче переносит пробуксовку и помогает выбираться из грязевых ловушек с помощью так называемой раскачки. При быстрых переключениях первой и задней передач машина получает импульсы взад-вперед. Умелый водитель такой раскачкой вводит колебания кузова в резонанс с вращением колес и помогает протектору зацепиться за твердый грунт. В итоге автомобиль самостоятельно выезжает из грязи или из сугроба на твердую поверхность.
Торможение двигателем
Механическая трансмиссия полезна и при поездках в гористой местности. Она позволяет тормозить мотором при скатывании под уклон. Если включить пониженную передачу при движении по дороге вниз, то мотор берет на себя часть энергии и стабилизирует скорость в районе 60-70 км/ч. При таком движении экономится топливо и не истираются тормозные колодки с дисками. Автомат на такое не способен. Гидротрансформатор не может держать нагрузку, отчего автомобиль ускоряется под уклон, и всегда приходится задействовать тормоза. А они перегреваются и теряют эффективность.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть