Механическая коробка передач очень надежна и при правильной эксплуатации работает десятилетиями без существенного вмешательства со стороны автовладельца. Достаточно менять масло раз в 60 тыс километров пробега и ставить новые фрикционные диски сцепления через каждые 120 тыс пробега, чтобы обеспечить ее работоспособность. Однако при неграмотных действиях сцепление и коробка в целом могут быстро выйти из строя. Какие ошибки «убивают» ее быстрее всего?
Включают с усилием
Самая распространенная ошибка это избыточные усилия при включении передачи, когда водитель пытается вставить рычаг поглубже в пазы. Селектор связан напрямую с кулисой и тягами, идущими к трансмиссии и избыточное давление рукой расшатывает их и вредит настройкам тяг.
Рано или поздно силовые действия в отношении коробки сказываются на состоянии узла, и передачи перестают включаться вообще. Тогда придется загонять машину на эстакаду, снимать тяги и заново их регулировать. Еще хуже применять ударное или силовое включение ступеней на высоких оборотах мотора. Тогда вред наносится синхронизаторам валов.
Включение без выжима сцепления
Некоторые водители считают, что могут так мастерски активировать передачу, что для этого не потребуется использовать педаль сцепления. Они вырывают селектор из паза и при отпускании газа с силой втыкают в другое положение. Слышится скрежет и чувствуется удар в трансмиссии, но передача при определенном мастерстве все-таки включается. Этот способ хорош при спортивном вождении, когда нельзя тратить секунды на выжим педали. Правда, так действовать можно с кулачковыми спортивными коробками. Для обычной гражданской механики эти нагрузки критичны и приводят к быстрому выходу из строя синхронизаторов и шестерен, потому как переключения совершаются на пике тяги мотора. Несколько таких активных заездов могут разбить синхронизаторы.
Переключение без перегазовки
Опасным для коробки является переключение на ступень вниз при высоких оборотах мотора. Тогда стрелка тахометра тут же прыгает в красную зону и растет давление масла и температура внутри технического узла, а нагрузка на синхронизаторы и валы в первые секунды становится запредельная. Чтобы избежать этого, необходимо при высоких оборотах мотора проводить небольшую перегазовку. То есть перед отпусканием сцепления нужно немного дать газу, чтобы раскрутить вал и выровнять его угловую скорость. Тогда ударные нагрузки значительно снизятся. Алгоритм перегазовки необходимо знать любому водителю, который придерживается спортивного стиля вождения.
Но лучше всего ездить без резких разгонов и торможений и не поднимать обороты мотора свыше 3000. Тогда переключения на низшие передачи не повредят синхронизаторам.
Держать руку на селекторе
Следует воздержаться и от привычки держать руку на рычаге коробки передач во время прямолинейного движения. Дело в том, что шестерни коробки при работе «всплывают» на масляной пленке, и рабочие поверхности выходят в режим нулевого износа. При дополнительной нагрузке на рычаг усилие передается в кулису и в трансмиссию, вызывая прижатие зубьев шестерен друг к другу и частичное прорывание масляной пленки. Тем самым вызывается нежелательное трение в синхронизаторах. В итоге, идет выработка рабочих поверхностей в местах зацепления. Кроме того, расшатывается и теряет четкость включения кулиса, из-за чего передачи через несколько лет начинают включаться без былой фиксации. Поэтому производители не рекомендуют касаться рычага, кроме как для смены ступеней.
Перескакивают через передачу
Некоторые водители при переключениях вниз стараются перескочить сразу через несколько ступеней коробки. К примеру, с пятой они сразу попадают на вторую, чтобы обеспечить эффективное торможение перед виражом. Для спортивного трека это может быть полезно, однако на дорогах общего пользования так поступать не рекомендуется. Слишком сильно падает скорость и растет нагрузка на трансмиссию и мотор. Старый газораспределительный механизм иногда не выдерживает, и ремень может оборваться. Тогда двигатель получит серьезный урон.
Лучше всего переключать передачи вниз последовательно одна за другой, тем самым дозируя нагрузки на валы.
В целом использование торможения мотором может применяться как вспомогательный прием при движении со склона. Во время движения по дорогам общего пользования производительности тормозов большинства современных автомобилей и так с запасом хватает для их эффективного замедления. Однако активация низших ступеней коробки позволяет прокачать масляный насос и увеличить антидавление в вакуумном усилителе.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть