Многие водители привыкли ездить по загородным трассам с превышением скорости на 20-40 км/ч. На загородной дороге правилами разрешено двигаться со скоростью 90 км/ч плюс не сильно штрафуемый лимит в 20 км/ч. Итого получается 109 км/ч. Однако многие не соблюдают разрешенный скоростной режим и держат на спидометре 130-140 км/ч. Если в пути повстречается камера, то за превышение скорости на 40 км/ч положен штраф в размере шести базовых величин. Однако это не единственные траты. Гораздо больше водитель заплатит за топливо, сожженное в угоду скорости с незначительной коррекцией на время пребывания в пути.
Сопротивление воздуха растет
Давно известно, что расход топлива зависит от двух главных причин. Это сопротивление воздуха и сила трения, препятствующая свободному качению автомобиля. Чем выше скорость, тем эффект сопротивления заметен больше. Колеса цепляются за асфальт, а впереди возникает воздушная подушка, нарастающая и уплотняющаяся по мере разгона машины. При этом сопротивление воздуха растет пропорционально квадрату скорости. Если посмотреть на график, то можно увидеть, что кривая потребления топлива растет по экспоненте. То есть машина при незначительном нарастании скорости затрачивает больше и больше мощности, а значит, и бензина, чтобы поддерживать высокий темп езды.
На сопротивление качению, помимо скорости, также влияют масса машины, ее обтекаемость, площадь поперечного сечения и состояние асфальта. Поэтому большой и тяжелый внедорожник будет тратить больше топлива для поддержания скорости в 130 км/ч, чем легковушка, особенно если он едет по дороге с не лучшим асфальтом.
Колесо, контактируя с твердым покрытием, трется и испытывает сопротивление при вращении за счет собственной деформации и продавливания опорной поверхности. Эта зависимость линейна и нарастает не так стремительно, как сопротивление воздуха. Поэтому на скоростях свыше 100 км/ч большую часть энергии топлива автомобиль тратит на преодоление сопротивления воздуха.
Насколько же автомобиль будет меньше потреблять топлива, если водитель сбросит лишние 30 км/ч скорости и поедет по правилам?
Вдвое больше топлива
К примеру, сравним поведение на дороге автомобилей трех разных классов. Возьмем компактный городской автомобиль, такой, как Volkswagen Golf, Ford Focus или Toyota Corolla, и сравним его с семейным кроссоверами Nissan X-Trail или Skoda Kodiaq. В качестве альтернативы взглянем еще на тяжелые внедорожники: «УАЗ Патриот» или Mitsubishi Pajero.
После расчетов видно, что у всех этих автомобилей сила, уходящая на преодоление сопротивления воздуха на скоростях до 80 км/ч, примерно одинакова. Машинам требуется 25 л. с., чтобы поддерживать эту скорость постоянно. Однако при росте скорости затрачиваемая мощность для разных классов автомобилей расходится.
Компактные семейные машины на скорости в 80-90 км/ч тратят примерно 35 л. с. мощности, кроссоверы — уже 37 л. с., а полноразмерные внедорожники — 40 л. с.
При скорости в 110 км/ч компактные хэтчбеки тратят 37 л. с., кроссоверы — почти 40 л. с., а внедорожники — 55 л. с. Соответственно, у них растет и потребление топлива. Таким образом, при незначительном увеличении скорости требуется приличное добавление мощности.
При скорости в 130-140 км/ч компактные хэтчбеки затрачивают уже 55 л. с. мощности. Однако кросоверы для поддержания темпа требуют 70 л. с., а внедорожники — 80 л. с. Сказывается высокая масса машин.
В среднем, согласно Европейскому стандарту NEDC, компактные автомобили потребляют при наиболее экономичных скоростях в 80-100 км/ч 6-7 л топлива на 100 км пути, кроссоверы — около 8 л, а внедорожники — 8-9 л. Однако при разгоне всего на 30-40 км/ч выше экономичного предела в 90 км/ч требуется вдвое большая мощность для преодоления сопротивления воздуха, а значит, энергозатраты двигателя вырастают тоже в два раза. Автомобили могут потратить вдвое больше топлива.
В общем, высокая скорость не только опасна с точки зрения безопасности дорожного движения, но и затратна экономически. Чтобы сохранить бензин, лучше ездить по правилам и при разгонах не выходить за пределы ненаказуемого лимита скорости в 20 км/ч.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть