28115

Пекинское меню: автофьюжн и фен-шуй

Столица Китая, как и Пекинский автосалон Auto China 2012, напоминает традиционные китайские застолья, когда на круглый вращающийся стол выставляются горы всевозможной снеди: утка по-пекински и кисло-сладкие мясные блюда, ни на что не похожая рыба и свежие морепродукты, оригинальные пельмени и вареный хлеб. А запивается все это богатство колоритной «ацетоновой» водкой и арбузным соком. Китайская трапеза – истинное испытание для европейских желудков. Другое, не менее серьезное, испытание для нервной системы - броуновское автомобильное и велосипедно-мотороллерное движение. Разномастное звучание клаксонов заменяет водителям отсутствие мастерства и внимательности.

Их не догонят

Мировой автомобильной державой КНР стала не так давно – около двух десятилетий назад, после того как в начале 1980-х в отрасль хлынули десятки миллиардов инвестиций – государственных и иностранных. И за этот короткий срок страна опередила (впервые – в 2009 году) все мировые державы по объемам продаж легковых машин, став крупнейшим рынком сбыта. Прошлый год исключением не стал. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, всего в 2011 году китайцы купили без малого 14,5 млн машин (плюс 5,2% к показателям 2010 г.). США отстают уже почти на 1,5 полтора миллиона. Рынок буквально бездонный – спросу и покупательской способности растущего китайского среднего класса можно только позавидовать. Причем на "ура" идет буквально все – от люксовых Rolls Royce и Lamborghini до местных, вполне бюджетных марок, типа Chery и Great Wall, и совсем уж непритязательных Zotie, Venucia и Lifan.

Ужасающие ежедневные пробки на дорогах – обратная сторона столь бурного роста. Город и без того немаленький – столицу опоясывают шесть колец (в Москве - только три), а численность населения вдвое превышает количество жителей Беларуси. Власти Пекина вынуждены жестко регулировать количество выдаваемых регистрационных знаков для новых автомобилей. Купить машину – легко, но получить номера… По предварительным оценкам Пекинского информационного центра экономики, в 2010 году объем продаж легковушек в столице КНР сократился почти вдвое с 24 млрд до 15 млрд долларов, и только треть желающих получили номерные знаки. Их выдают по квотам, разыгрывают в лотерею, но проблему гипертрафика это ничуть не решает. Пекин несколько лет подряд прочно удерживает пальму первенства в рейтинге городов с самыми мучительными пробками. Отсюда вытекает и другая проблема – смог, исчезающий на время разве что после спасительного дождя.

Мегаполис и провинция

Пекин, Шанхай, Шенчжэнь, Гонконг – по этим многомиллионным мегаполисам можно судить о том, насколько далеко способны китайцы «уйти в отрыв» в экономическом развитии. К примеру, архитектура Олимпийской деревни, возведенная к Летним играм 2008 года, поражает своей оригинальностью, масштабом застройки и креативностью. Чего, правда, не скажешь о памятнике истории в центре столицы - Запретном городе, где некогда жили императоры. Несмотря на толпы туристов и относительно высокую стоимость входного билета, деревянные постройки древнего города выглядят неухоженными, залы не доступны для просмотра (можно взглянуть лишь издали, через перила), штукатурка на стенах местами отваливается.

В провинции – а мы посетили небольшой по китайским меркам городок Уху в провинции Анхой (около 3 млн жителей) – дела обстоят на удивление бодро. Пресловутого «миллиарда китайцев», живущих на чашку риса в день, увидеть так и не удалось. В Уху большинство рабочих мест создает государственный автомобильный концерн Chery Automobile, рабочие которого получают сегодня в среднем 300 долларов в месяц. Строительство жилых районов, супермаркетов, площадей, набережных и дорог идет полным ходом – жизнь кипит даже в «захолустье». «Средний класс в Китае уже перевалил за 200 млн человек. После покупки дома машина — следующий пункт в списке желаемых приобретений. В 1980-90 годах прошлого века было создано более сотни совместных автосборочных предприятий, с конвейеров которых сходили вполне  приемлемые по качеству машины за приемлемую для китайцев цену», – отмечает профессор Гавайского института изучения Азии Эрик ХАРВИТ.

По мнению эксперта, проблема промышленности КНР (авто, электроники, IT-технологий) состоит в том, что китайские компании зависят от иностранных технологий (копирование и клонирование автомобилей – тому яркий пример), а это лишает китайцев стимула к разработке собственных инноваций. А этот факт вкупе с качеством продукции препятствует развитию экспорта. В автопроме подвижки есть: такие крупные компании, как Chery, Geely и BYD, основывают свои R&D центры, постепенно пытаются внедрять собственные разработки гибридных и электрических автомобилей. «Копирование у нас в крови. Без подражания китайский автопром вряд ли смог бы совершить столь стремительный подъем», – не скрывает директор Китайского автомобильного центра технологий и исследований Чжао ХАН.

Быки и муравьишки

Тем не менее Пекинский автосалон 2012 года скучным и однообразным с точки зрения дизайна не назовешь – буквально все стенды пестрели яркими новинками. О перспективах рынка КНР, его значении в глобальном масштабе и впечатляющих показателях роста говорил во время презентаций и пресс-конференций каждый представитель мировых автомобильных брендов. Итальянцы из Lamborghini вообще решили именно в Пекине провести презентацию года – внедорожный концепт Lamborghini Urus, названного в честь быка. «Провести премьеру первого SUV (модели Urus) на Пекинском автосалоне - наше общее решение с Volkswagen Group после тщательных маркетинговых исследований рынка. КНР – второй крупнейший рынок сбыта для Lamborghini», – отметил глава Lamborghini Стивен ВИНКЕЛЬМАН.

Глава английской компании Roll’s Royce Торстен МЮЛЛЕР-ОТВОС тоже ждет дальнейшего роста продаж на рынке КНР, и поэтому компания в 2012 году откроет здесь четыре новых шоу-рума, а в ближайшем будущем – еще пять. Выставят британцы в этих шоу-румах помимо зарекомендовавших моделей еще и пекинскую премьеру – благородный и технологичный концепт Grost 6 Senses. Впрочем, самым запоминающимся дебютом салона, пожалуй, можно назвать труд местных дизайнеров и инженеров – концепт Chery @Ant – эдакие электрические «муравьишки», способных цепляться друг к другу, как вагончики паровозика. До такого спорного с точки зрения практической применимости, но, бесспорно, оригинального и прогрессивного транспорта не додумался еще никто. Может, этот креатив - и есть тот самый задел на будущее, который в свое время позволит Китаю сделать ход конем и вырваться вперед не только по количеству, но и по качеству. Главное ведь - начать.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно