5011

Чем опасен резкий старт для холодного двигателя автомобиля?

Прогревание двигателя — это обязательная процедура, описанная в руководстве пользователя любого транспортного средства. В первые минуты после старта производители требуют от водителя аккуратного вождения при щадящих режимах работы мотора и трансмиссии. Рекомендуется прогревать машину на ходу и ехать плавно, без резких ускорений и торможений, стараясь не жать сильно на педаль газа и не поднимать стрелку тахометра выше 2000 оборотов. Но что будет, если не следовать рекомендациям производителей и сразу после запуска мотора при отрицательных температурах давить педаль акселератора в пол?

Поломка автомата

На форумах любителей активного стиля езды нередко натыкаешься на ветки с описаниями поломок мотора и трансмиссии. Водители жалуются, что их некогда мощный автомобиль вдруг перестает разгоняться должным образом, теряет динамику и испускает из выхлопной трубы клубы сизого дыма. Приводятся описания нескольких похожих ситуаций.

Во время заездов гонщики пытаются изобразить действие функции launch control, то есть максимально эффективного старта, когда мотор раскручивается до красной зоны при удержании педали тормоза. На некоторых автомобилях Porsche такая функция заложена в конструкцию преселективной роботизированной трансмиссии. Есть она и в BMW с такими же коробками.

Процесс управления берет на себя автоматика. Она размыкает сцепление и держит его, пока водитель не отпустит педаль тормоза. Автомобиль выходит на пик мощности и крутящего момента, а потом диски сцепления резко смыкаются, и машина рвется вперед с пробуксовкой ведущих колес. Тот же прием можно повторить и на автомобилях с механической коробкой передач, оборудованной специальным усиленным керамическим сцеплением.

Подобный старт позволяет выиграть у соперника доли секунды. Однако некоторые водители пытаются повторить такой же старт и на машинах с автоматической трансмиссией, не оборудованной функцией launch control. Делается это иногда даже на непрогретой коробке.

Затем подобный старт входит в привычку, и даже в холода после ночного простоя некоторые не тратят время на доведение трансмиссии до рабочей температуры и с холодным мотором и коробкой сразу стартуют в светофорных гонках.

К чему это может привести? В первую очередь — работает на износ гидротрансформатор, который не приспособлен к тому, чтобы полностью поглощать 250-350 Нм крутящего момента от двигателя. Он перегревается и пережигает масло. От ударных нагрузок во время старта портятся фрикционы, продукты износа попадают в масло, забиваются каналы и клапаны гидроблока.

Хуже всего, когда подобный стиль вождения реализуется на непрогретой трансмиссии. Коробка начинает работать с перебоями. Ощущаются толчки при переключениях и задержки активации ступеней. В итоге через несколько месяцев коробка отказывается работать, переходит в аварийный режим и не позволяет автомобилю разгоняться.

Задиры на стенках

Холодный двигатель можно вывести из строя активными стартами гораздо быстрее, чем трансмиссию. Если без прогревания выехать в морозы из двора и тут же стартовать со светофора, как того требует душа, можно задрать стенки цилиндров. Происходит это из-за неравномерного температурного расширения материалов двигателя. Поршни разогреваются быстрее, чем блок цилиндров, из-за чего при сильных нагрузках его края могут соприкасаться со стенками. Загустевшее масло не успевает смазывать трущиеся поверхности, и кольца царапают стенки цилиндров.

Если вывернуть свечи и посмотреть на состояние стенок в эндоскоп, то можно различить вертикальные царапины. Эти полоски образуются на тонком слое жаропрочного металла, нанесенного на стенки методом плазменного напыления. Рабочий слой обладает феноменальной износостойкостью, однако он хрупкий и при ударах быстро разрушается.

Через микронеровности в картер начинают пробиваться газы, а масло проникает в рабочую зону, где сгорает в виде сизого дыма и выбрасывается в каталитический нейтрализатор, а затем — в выхлопные трубы.

Наставить задир можно за два-три холодных старта, если раскрутить мотор до красной зоны. В итоге потребуется дорогостоящий ремонт, который часто оборачивается заменой блока цилиндров целиком, так как современные моторы не рассчитаны на установку ремонтных гильз. Фактически алюминиевые блоки цилиндров превратились в одноразовую деталь.

Поэтому на современных моторах категорически нельзя лихачить, пока они не достигнут рабочей температуры. Иначе велик шанс быстро сломать двигатель и трансмиссию.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно