На дороге часто возникают ситуации, когда паническое экстренное торможение приводит к более тяжелым авариям, чем могло бы быть. К примеру, водитель обгоняет автомобиль на опасном участке дороги, а навстречу ему из складки местности выскакивает грузовик. Водитель пугается, бьет по тормозам, крутит руль в сторону, провоцирует занос и оказывается в кювете. Такие случаи нередки на автомобилях без АБС, которые выпускались еще в 2000-е годы. Кроме того, экстренное торможение на покрытии с переменным сцеплением нередко оборачивается потерей управляемости даже для машин с электроникой. Если при замедлении машина попадает в лужу одним колесом, а другим остается на сухом асфальте, то в результате возникает разворачивающий момент, который пугает автомобилиста и может спровоцировать его на неадекватные действия. В общем, процесс резкого снижения скорости необходимо изучать, чтобы предотвратить возможные неожиданности на дороге.
Стресс для техники
Экстренное торможение само по себе — стресс для старой техники. Изношенные накладки колодок в барабанных тормозах могут оторваться и повредить поршень суппорта. Возникает течь рабочей жидкости с последующим отказом всей системы. Кроме того, старая тормозная жидкость от перегрева может вскипеть, отчего эффективность замедления резко снижается. Из-за резкого роста нагрузок порой ломаются тормозные диски. Тогда машину ведет в сторону, водитель может не справиться с управлением и спровоцировать аварию. Также во время резкого замедления могут перегреться передние колодки, из-за чего их работоспособность снижается. Водитель жмет на педаль, а машина не хочет тормозить, что очень пугает. Может также произойти заклинивание поршня в цилиндре суппорта, разбухание тормозных манжет, деформация тормозной трубки, заедание колодок из-за загрязнения направляющей, отламывание стяжной пружины барабанного тормоза и пр.
Поэтому автомобиль необходимо всегда держать в порядке, чтобы не встречаться с отказами и поломками техники из-за резкого торможения. Но даже при изношенных тормозах только за счет грамотных действий водителя можно исключить ряд моментов, которые приводят к поломкам и неприятностям на дороге.
Чаще всего к авариям приводят неправильные действия водителя, который разгоняется там, где следует замедляться, и тормозит там, где необходимо давать газ.
Прерывистое торможение
В целом экстренное торможение запрещено правилами. В соответствии с пунктом 10.5 ПДД, водитель не должен создавать помех для других участников движения. Исключения составляют случаи, когда это необходимо для спасения своей или чужой жизни.
Правильно тормозить необходимо прерывисто, чтобы предотвратить заклинивание одного из колес и потерю управляемости. Это особенно актуально для автомобилей без АБС и прочей электроники. Сначала резкий удар, и после схватывания тормозов и начального импульса замедления должно следовать небольшое ослабление педали, чтобы дать колесам провернуться и не запустить машину юзом. Тогда автомобиль остается управляемым.
Затем, выставив автомобиль на безопасную траекторию, при необходимости необходимо повторить такой же цикл торможения с переменным нажатием и отпусканием педали тормоза.
Этот прием бывает полезен и для автомобилей с АБС, так как позволяет не перегревать колодки понапрасну. Чаще всего экстренное торможение необходимо, чтобы резко погасить скорость до 50-60 км/ч. На этой скорости автомобиль достаточно маневренен, чтобы обрулить любое препятствие.
В итоге алгоритм избежания ДТП выглядит следующим образом: сначала резкое прерывистое торможение со 110 км/ч до 60 км/ч, а затем резкий маневр уклонения в сторону.
Главное — не тормозить бездумно в пол, не оценивая, куда едет машина и что происходит вокруг нее. При любом раскладе безопаснее избежать столкновения, чем остановиться перед препятствием. Поэтому лучше направить машину на обочину или в другое безопасное место, чем стараться до последних сил под рокот АБС стараться жать на педаль. В этом случае нет гарантии того, что в затормозивший автомобиль не врежется кто-то сзади.
Объехать самокатчика
Для того чтобы быть подготовленным к экстремальным ситуациям, можно потренироваться на свободной площадке.
В первую очередь необходимо проверить, как автомобиль ведет себя при торможении в повороте. Выставив его на дуге, можно резко нажать на педаль и ощутить, как машина начнет забрасывать корму в сторону.
Далее не будет лишним выставить препятствие из легких веточек и попытаться объехать его на скорости 50 км/ч, перестроившись на соседнюю полосу движения примерно за 3-5 м до препятствия. Этот маневр называется лосиным, так как имитирует объезд внезапно выбежавшего на дорогу лося. Лосиный тест показывает, насколько хорошо ведет себя подвеска в экстремальной ситуации.
Затем необходимо разогнаться и, комбинируя предварительное торможение и лосиный маневр, научиться обруливать неожиданно возникающие на дороге препятствия, среди которых часто оказываются не только дикие животные, но и велосипедисты, самокатчики или мотоциклисты.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть