Многие сталкивались с ситуацией, когда неожиданно автомобиль попадает в засаду дорожных служб с замаскированной камерой контроля скорости. После поворота в неприглядном месте водитель вдруг видит на обочине короб на треноге и рефлекторно начинает тормозить. Естественно, скорость слишком высока, и наказание кажется неминуемым. В отчаянии человек ждет штрафа. Однако проходят дни и недели, а квитанции не поступает. Штраф не опознается на сайте ГИБДД и на ресурсе госуслуг. То есть камера не сумела зафиксировать высокую скорость и отпустила машину с миром. Почему? Разобраться в ситуации помогает автомобильный эксперт и капитан спортивной команды «ГазРайд Спорт» Вячеслав Субботин.
Эффект Доплера
Принцип работы всех радиочастотных дорожных радаров основан на эффекте Доплера. Прибор излучает цикл сигналов, которые направляются в сторону движущегося объекта, отражаются от него и возвращаются обратно. Приемник ловит отраженные волны и вычисляет расстояние до объекта. Затем через малый промежуток времени посылается новый цикл сигналов, которые также попадают в движущийся транспорт и, отражаясь от него, возвращаются обратно. Данные первого и второго замеров направляются в вычислительный блок, где электроника обрабатывает информацию и выдает результаты. По разнице расстояний до объекта между первым и вторым замером высчитывается скорость движения транспортного средства с точностью до 2 км/ч.
Принцип Доплера используется в основном в авиации и очень эффективно показал себя для работы систем автоматической посадки для космических спутников и пилотируемых кораблей. Неплохо он справляется и с оценкой скорости автомобилей в плотном потоке транспорта. Однако камеры не всегда способны пользоваться им безошибочно.
В соответствии с ГОСТ Р 50856-96 «Измерители скорости движения транспортных средств радиолокационные», требования к дорожным радарам выдвигаются очень высокие. Время единичного измерения скорости движения транспортных средств, находящихся на максимальной дальности, должно не превышать 1 мс. Промежутки между сигналами настолько малы, что замер скорости производится практически мгновенно. Почему же водителям кажется, что торможение спасает от штрафа?
Время на анализ
Дело в том, что дорожная камера — это сложный прибор, способный анализировать помехи и исправлять собственные ошибки. Камера видит объект на удалении свыше 1000 м. Чтобы зафиксировать скорость, внутренний блок управления ведет анализ тысяч данных, поступающих от радара, а также от видеокамеры, отсекает помехи, борется с ложными срабатываниями, игнорирует отраженный сигнал от других автомобилей, совмещает видеокартинку с показаниями радиолокационного приемника и формирует данные о движущемся автомобиле.
Радар накрывает сразу несколько автомобилей, из-за чего происходит дополнительный доплеровский сдвиг частоты, и скорость различных транспортных средств может искажаться. Поток транспорта встречных направлений создает много помех. Иногда компьютер не успевает определить тип автомобиля, скорость одной машины приписывается другой, блок управления перепроверяет данные и отсекает ошибки в момент первого измерения.
Поэтому, чтобы проверить достоверность скорости транспортного средства, происходит второй и третий цикл измерений. А если в этот момент автомобиль существенно сбрасывает скорость, то искусственный интеллект еще больше путается и вновь перепроверяет ошибки.
Описанная аналитическая процедура занимает меньше секунды, однако при больших помехах и ошибочных заключениях, компьютер вновь возвращается к анализу данных и делает это до тех пор, пока скорость цели не стабилизируется и не будет определена достоверно. Иногда от начала замера и до фиксации скорости происходит пара секунд. Если данные получены неточные, а скорость уже сброшена до разрешенной, то штраф не выписывается. Однако, если автомобиль двигается в одиночестве вне зоны радиочастотных помех, то он ловится мгновенно. Никакое торможение перед камерой не спасает.
Лазер бьет безошибочно
Прямой зависимости между замедлением и отсутствием штрафа нет. Дорожная камера в одних случаях может выстреливать безошибочно и фиксировать нарушения за 1 миллисекунду, а в других ей требуется пара секунд, чтобы отсечь ошибки.
Эта небольшая слабость современных радиолокационных радаров и дает водителям некоторую поблажку. Можно установить антирадар и знать, когда комплекс фотовидеофиксации ударит по машине первым импульсом. Антирадары улавливают радиочастотный фон, создаваемый дорожной камерой, ловят ее отдаленные сигналы, отраженные от другого транспорта и успевают оповестить водителя об опасности штрафа. В этот момент человек инстинктивно начинает тормозить. И камера выстреливает уже в машину, успевшую сбросить скорость до разрешенной.
Однако на вооружении ГИБДД уже появились системы, которые не улавливаются антирадарами и перед которыми тормозить бесполезно. Они действуют на расстоянии свыше 300 метров и управляются непосредственно инспектором ГИБДД. Это лазерные переносные приборы фиксации скорости ЛИСД-2. Они подсвечивают автомобиль лучом лазера, а не радиоволнами. Поэтому антирадар не может их выявить. Кроме того, пучок фотонов лазерного луча создает меньше помех и горазо эффективнее измеряет скорость, чем радиоволны. Правда, есть у лазерного прибора и существенный недостаток. Он не может работать в плохую погоду, в туман и во время обильных осадков.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть