Я и раньше знал, что Намибия, несомненно, может смело претендовать на звание самой красивой страны Африканского континента. Там совершенно необыкновенная природа: самые древние в мире пустыни и самые высокие песчаные дюны; молчаливые горы с плоскими, как столешницы, вершинами и каньоны с обмелевшими реками; невиданные окаменевшие леса и бескрайние сухие равнины у побережья Атлантического океана.
И только в этой стране живут люди самобытного племени химба, которые до сих пор не пользуются благами и достижениями цивилизации, точно так же как много лет назад.
В поисках кочевников
Самостоятельно найти место, где в настоящее время живет племя, практически невозможно. Необходимо воспользоваться услугами местных проводников и иметь в своем распоряжении автомобиль высокой проходимости. Племена химба, столетиями кочующие по северу Намибии, живут по соседству с народами даммара и гереро, проживающими на пустынном нагорье Дамараленд, и лучше, если проводником будет кто-то из них: эти племена ладят между собой.
Загрузив в джип гостинцы – пару мешков кукурузной муки и два десятка бутылок питьевой воды, отправляюсь на поиски химба.
В этой местности самые высокие горы страны соседствуют с обширными равнинами, которые пересекают русла высохших рек. Здесь среди вечных песков можно увидеть причудливые скальные образования, а в каменных ущельях – высокие кокосовые пальмы.
Диана-охотница
Внедорожник больше часа петлял по ущельям, пока не выехал на каменное плато, на котором не было ни клочка плодородной земли, но сквозь камни пробивалась трава и росли небольшие деревья.
Неподалеку стояли круглые хижины, выстроенные из жердей, сверху скрепленные кожаными ремнями и обмазанные глиной и навозом: таким способом сооружают жилища почти все скотоводы Африки. Людей рядом не было. Я вспомнил о том, что люди химба не очень жалуют белых, а от азиатов неизвестно почему вообще скрываются в хижинах и не выходят до тех пор, пока пришельцы не уедут. Но и в хижинах тоже никого не было. Я огляделся по сторонам: мягкий солнечный свет заливал все горное плато и слепил глаза. И в тот момент, когда я окончательно пришел к выводу, что племя покинуло этот крааль – а такое иногда случается, – я увидел ее.
Она неторопливо шла навстречу, слегка покачиваясь в плотном теплом воздухе, словно плыла. Или как будто только что выкристаллизовалась из томного марева. Ее лицо было спокойным и казалось неземным – такие лица бывают исключительно у счастливых женщин. Она улыбалась мне только глазами, как улыбаются старому доброму знакомому, а я, в тот момент потерявшийся во времени и выпавший из пространства под воздействием этого взгляда, уже не замечал ничего вокруг нее.
Сказать, что она была красива, значит не сказать ничего: она была прекрасна. В какое-то мгновение мне показалось, что передо мной мифическая Диана – римская богиня природы и охоты.
Всю ее одежду составляла лишь набедренная повязка из мягкой кожи, очень отдаленно напоминающая юбку, но бессчетное количество бус, браслетов, ожерелий и других украшений из бисера, ракушек, сухих плодов и цветных камней делали ее наготу незаметной. Она подошла ближе. Я ощутил пряный запах ее кожи, натертой маслом какого-то ароматического растения. За спиной у нее висела сплетенная из длинных кожаных лент сумка, напоминавшая рюкзак, из которого вместо предполагаемого колчана с луком и стрелами высовывалась чумазая головка маленького ребенка.
Следом за ней в краале вместе с детьми и подростками появились другие женщины племени. На их головах красовались искусно сделанные украшения из кожи и десятки косичек, густо покрытых краской, такой же, какой было смазано все тело.
Не обращая внимания на гостей, они стали заниматься привычными для них делами: кто-то начал кормить грудных детей, кто-то раскладывал для продажи браслеты, бусы и амулеты, кто-то сел выскабливать каменным скребком шкуру какого-то животного, кто-то – сбивать масло в большом сосуде, сделанном из высушенной тыквы. Мужчин в краале не было. На мой вопрос о том, где они, проводник ответил, что все мужчины пасут скот: козы и коровы – главное богатство племени.
Семья и взросление
У мужчин химба, как правило, не одна жена, а столько, сколько они могут прокормить. Чаще всего - четыре или пять. Детей около двадцати, а вот внуков они, говорят, уже не считают или не знают вовсе. Несмотря на то что химба владеют большими стадами, мясо они едят очень редко. В их рацион в основном входят молоко, съедобные коренья, плоды и ягоды. И выглядят они при этом очень даже здоровыми.
Бытует мнение, что из-за дефицита воды люди химба никогда не моются, но это неверное утверждение. А вот то, что у всех людей химба отсутствуют передние нижние четыре зуба, правда. Они говорят, что это тоже красиво.
В десять-двенадцать лет, во время инициации, их довольно жестоким способом выбивают, приучая подростков терпеть боль. С этого начинается взросление.
По законам племени
Рядом с племенем химба, практически по соседству, живет племя гереро. Эти племена имеют общие корни: несколько тысяч лет назад они пришли на земли современной Намибии из Восточной Африки. Примерно полтора века назад их исторические пути разошлись: гереро стали протестантами и оделись с головы до пят в одежды из плотной ткани в стиле викторианской эпохи.
Одеться-то оделись, а вот ведут точно такую же жизнь, как и химба.
Их женщины наматывают на голову платок, причем таким образом, чтобы получилось нечто, напоминающее коровьи рога. Чем длиннее рога, тем изысканней выглядит этот головной убор. Но, по-моему, в сорокапятиградусную жару люди химба в своем восхитительном неглиже чувствуют себя гораздо комфортнее. Хотя кто знает…
Мне разрешили взять на руки маленького химба – мальчика лет трех.
Малыш не противился, правда, сначала немного напрягся, но потом, видимо, успокоившись, доверчиво обнял меня за шею и даже улыбнулся. Все остальные дети племени с интересом разглядывали большого человека в шляпе.
Пришло время уезжать. Меня провожали неизвестно откуда появившиеся подростки химба верхом на серых ослах.
Они доехали до реки и, подождав, пока я переправлюсь на другой берег, вернулись обратно. Они не махали мне на прощанье руками и даже не улыбались.
Они просто убедились в том, что на их территории больше нет посторонних и что никто не будет мешать им жить так, как они хотят.
По законам своего племени.
Фото автора
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть