Ирина Светличная живет в Израиле и своими руками создает белорусские средневековые костюмы.
Детство Ирины Светличной связано с Гомелем, в Драматическом театре которого служили её родители. Сама она тоже выбрала актерскую судьбу, но 30 лет назад, взяв из ценностей только семейные фотоальбомы, уехала в Израиль. Сегодня она занимается продажей женского белья и шьет удивительные костюмы для маленького белорусского музея.
- Идея исторической коллекции принадлежит Елене Новицкой, хозяйке музея Кота Брасика в деревне Даньки Браславского района, - рассказывает Ирина в интервью «АиФ». - Мы познакомились 3 года назад в соцсетях, в виртуальной творческой мастерской. Много общались, совместно работали на «удаленке», и как-то Елена поделилась мечтой о создании костюмов XIV-XV веков. Она была увлечена историей края и хотела к 300-летию Браслава создать копию костюма Елены Московской, жены великого князя Александра Ягеллончика. Судьба некоронованной польской королевы тесно связана с Браславом, и Елене Новицкой хотелось дать гостям музея возможность окунуться в атмосферу эпохи, примерив королевский наряд. И я предложила помощь в создании эскизов.
Шить на две страны
Нет, я не дизайнер и не швея, но шитьем рано или поздно начинают заниматься все женщины. Кто из нас не создавал за ночь костюмы Снежинки или Зайчика для детского праздника? Я росла во времена, когда мамы все делали сами, в том числе обшивали себя и близких по выкройкам из журнала «Бурда», добытых по большому «блату». По «Бурде» когда-то училась шить и я. Потом были книги, затем появились обучающие ролики в Интернете. А я ведь из актерской семьи, так что постоянно находилась в театре, наблюдала, как создаются эскизы, шьются костюмы. Естественно, мимо меня это не прошло. Мне нравилось, я могла часами наблюдать за работой мастеров.
Поиски изображений королевских костюмов в Интернете заняли много времени, оказалось, что их совсем мало. Тогда я решила не соревноваться с художниками-реконструкторами, создавая точные исторические копии, и включила фантазию - а как я сама представляю костюм средневековой дамы?
И мы начали работать «на две страны». Я рисовала эскизы, отправляла почтой. Елена с эскизами ездила на Брестскую швейную фабрику, показывала. Фабрика и была нашим первым спонсором, подарившим подходящие по фактуре ткани. Шили по видеосвязи: я с телефоном, ножницами и эскизом - в Израиле, Елена и закройщица - в Беларуси. Так появились два первых костюма. Нам было важно, чтобы они не висели на стене, а «жили», чтобы женщины их надевали.
Одна фраза
За год мы «удаленно» сшили несколько костюмов - женских и детских. В марте 2020 года у меня на руках были билеты в Минск, я собиралась лететь, чтобы лично поработать над новой коллекцией, но Израиль полностью закрылся на карантин. И я осталась… без работы, без возможности просто выйти из дома дальше чем на 100 метров - только в аптеку или магазин. Жесткие локдауны пошли один за одним. Никто не знал, когда это закончится. Было ощущение полного отчаяния и страха от невозможности что-то изменить.
А в маленьком белорусском музее уже начался сезон. Приезжали редкие из-за пандемии посетители, и вдруг одна из женщин, примерив костюм, сказала: «Я такой себя еще никогда не видела». Елена передала мне ее слова. И эта фраза вытянула меня из состояния тоски и ужаса. Я поняла, что людям нужна сила, и мы ее можем дать. Женская сила вообще очень созидательная. Женщины рожают детей и создают уют, вытягивая себя творчеством и любовью из беды. И эту силу надо отдавать другим, тогда она возвращается в двойном размере. Теперь я это точно знаю.
Перешить все страхи
Я начала шить костюмы один за другим. Не помню, сколько часов оставалось на сон, откуда приходила идея очередного костюма. Я только успевала зарисовывать. Все страхи ушли. Я даже не догадывалась, как много может сделать человек. Невозможно пригласить закройщицу? Крою сама! Корсеты заказывала в Китае, сама расшивала стразами, золотом и жемчугом.
За время карантина я создала 6 костюмов. Отправляла их фото в Беларусь, и Елена с телефоном в руках рассказывала своим посетителям «костюмированную» историю края.
С большой нежностью отношусь к Беларуси, меня тянет сюда. Я не была здесь столько лет! Появилась возможность в сентябре приехать, и я готовлюсь - со своими 1,50 м роста лечу с чемоданом такого же размера. В чемодане - одни костюмы. Я хочу подарить их маленькому браславскому музею. Будет всего несколько дней, я проведу их в сказочной деревне Даньки. Верю, что в этот раз все получится. Всем говорю: не опускайте руки, и вы увидите себя такими, какими прежде еще не видели.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть