4987

Режиссер Василий Сигарев. «Жить», несмотря ни на что

№ 3 от 16 января 2013 года 16/01/2013

Одна девушка после просмотра картины «Жить» (получившей призы кинофестиваля «Лiстапад» за режиссуру и за женскую роль двум актрисам - Яне Трояновой и Ольге Лапшиной. - Ред.) недоумевала: «Откуда столько пессимизма? Я ничего не поняла, ваш фильм ничему не учит, а после просмотра просто хочется выпить…» Девушке вторил мужчина-кинозритель: «Вы так видите современную Россию?»

Вот ведь какая странная вещь: почему-то люди, придя в кино или театр, хотят получить аттракцион, развлечение, где все статично и буквально - отрицательный герой в черном делает свои злые дела до тех пор, пока его не побеждает положительный герой в белом. Хеппи-энд! Вот где не надо думать ни о чем! Но если напрячься и немного порассуждать - именно такие фильмы, которые снимает Сигарев, - о гулящей мамаше, которой нет дела до своей подрастающей дочери, о только что обвенчавшейся молодой паре, на которую после возвращения из церкви напали гопники и избили жениха до смерти, - говорят о любви к человеку… И дают прекрасный повод задуматься: что мы делаем не так, люди? Почему мы мечтаем о «розовых слюнях», но, если чувствуем хотя бы минимальное покушение на эти мечты, озлобляемся и ищем виноватых вокруг, но только не в себе? Может, вы хотите сказать, что, если увидите, как в электричке избивают человека, сразу прибежите к нему на помощь? Или поддержите женщину - хорошую, добрую, но слабую, которая не смогла удержаться после смерти мужа и стала глушить горе в водке? Это на словах мы все «бэтмены», а в жизни, как правило, - серые мыши, тихо сидящие по своим углам…

Про свой фильм «Жить» режиссер Василий СИГАРЕВ говорит так:

- Я снимал кино как лакмусовую бумажку для зрителя: каждый найдет в этом фильме что-то для себя. Кто-то - силу жить, кто-то - обычную «чернуху», но все это характеризует не фильм, а тех людей, которые его смотрит.

Допустим, есть обвинения в том, что в картине люди умирают. При чем здесь это? Люди умирают везде - и в Бразилии, и в других странах. Мы затрагиваем и обсуждаем совершенно другие темы. Нам хотелось показать рок, который необратим и может настичь в самый неподходящий момент. И как это принять, как с этим дальше жить? …Когда я учился в третьем классе, то увидел на улице похороны: мать стояла над двумя гробами - в них лежали ее сыновья. Я смотрел на эту женщину и старался понять: как сложится дальше ее жизнь? С тех пор меня не покидала эта мысль, она обрастала какими-то новыми подробностями, сюжетами и в итоге вылилась в эту киноисторию. Но, честно говоря, я не ответил себе на этот вопрос. Единственное, что я могу сказать: несмотря ни на что, как бы трудно ни было, нужно жить. Превозмогать боль и идти дальше…

Не бояться ошибаться

- Судя по вашим картинам, у людей, которые серьезно оступились, наделали очень много ошибок, меньше шансов их исправить и вернуться на круги своя? - такой вопрос задал режиссеру «АиФ».

- Мое мнение: чем больше человек ошибается, тем, наоборот, у него больше шансов стать настоящим человеком… Ну а рок - он не обращает внимания на то, какие шаги люди делают в жизни. Рок - безотносительный, он может вытворять такие вещи, которые никто не в силах объяснить. Обычно начинают кого-то обвинять, задавать вопросы: «За что? Почему именно я?» Но такие вопросы вообще не должны возникать…

- Как вы собираете истории человеческих судеб?

- Ко мне очень часто подходят люди и пытаются рассказать истории из жизни. Но я говорю: «Вы не к тому человеку обратились!» Честно говоря, я не хочу, чтобы в повседневной жизни меня постоянно окружали такие истории.

Авторское кино

- Были ли в картине моменты, которые приходилось переснимать?

- Это моя больная тема. (Смеется.) Для того чтобы снять сцену аварии в маршрутке, в которой погибают дочери главной героини, мы сначала обратились к каскадерам, которых нам порекомендовали. Но они ничего не смогли сделать, хотя и готовились довольно долго. Я посмотрел на все это, сказал: «Спасибо, до свидания, мы придумаем что-нибудь другое!» Потом мы стали работать с каскадером, фамилию которого можно увидеть в титрах многих голливудских картин. Он привез кучу своих портфолио, стал рассказывать, как может сделать так, чтобы машины переворачивались, летали… Я говорю: «Мне нужно не это, а чтобы грузовик просто въехал в маршрутку…» Он стал чертить какие-то схемы… Закончилось тем, что мы заплатили ему огромные деньги, но он так ничего и не смог сделать. В итоге в фильме вы видите авторское решение…

Просто люди, которые занимаются коммерческим кино, работают по схемам и ничего нового предложить не могут. Поэтому зрители из картины в картину на протяжении многих лет наблюдают одни и те же аварии, один и тот же монтаж… А авторское кино и существует для того, чтобы придумывать какие-то новые вещи, которые потом присваивает Голливуд…

- Были ли случаи, когда актеры отказывались у вас сниматься?

- За весь мой небольшой опыт работы в кинорежиссуре у меня отказалась сниматься одна актриса, которая изначально сама напросилась сниматься. Лия Ахеджакова очень хотела сняться в картине «Волчок», но когда узнала, что ее героиня умирает и будет сцена в гробу, - отказалась. Хотя в сценарии это все было написано.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно