5456

«Зимний человек». История любви Виталия Соломина

"Аргументы и факты" в Беларуси № 51. 10 важных прогнозов на 2022-й год 21/12/2021
Кадр из фильма

Актер Виталий Соломин был человеком «зимним». Мало того что родился в декабре (в нынешнем году Виталию Мефодьевичу исполнилось бы 80 лет), так еще и характер имел «вьюжный, местами порывистый». Ну и как не вспомнить одну из самых известных его ролей - Вадима из «Зимней вишни», с которым у него тоже было немало общего?..

Каменный цветок

Вообще Соломин одинаково легко примерял самые разнообразные роли: от простачков до героев-любовников. Уже первая его серьезная работа на большом экране - сентиментальная мелодрама «Женщины» - раз и навсегда принесла начинающему артисту любовь зрителей. «Через несколько дней после начала проката я понял, что такое популярность», - вспоминал актер. А впереди его еще ожидали роли в 30 спектаклях и более чем 50 кинолентах: казак Роман из «Даурии», прохиндей Паша из картины «Искренне ваш…», Фальк из «Летучей мыши»… И, конечно, самые любимые у публики: доктор Ватсон и Вадим Дашков из фильмов Игоря Масленникова.

Зрители были очарованы экранным соломинским обаянием, а вот коллег и знакомых его сложный характер часто приводил в замешательство. В жизни актер был человеком отстраненным и замкнутым, на репетициях бывал вспыльчив, а из-за своей категоричности нажил немало хлопот. Режиссер Андрон Кончаловский, который снимал Виталия Мефодьевича в «Сибириаде», даже прозвал его «каменным цветком» - так бескомпромиссен и тверд был актер в спорах. Да и сам Соломин не скрывал своих недостатков: «Все, кто меня знает достаточно близко, считают, что у меня очень тяжелый характер. Я упрямый, а порою даже вредный».

Уже первая серьезная кинороль - в мелодраме «Женщины» (1966 г.) - раз и навсегда принесла симпатии зрителей.
Уже первая серьезная кинороль - в мелодраме «Женщины» (1966 г.) - раз и навсегда принесла симпатии зрителей. Фото: Кадр из фильма

Семья не по плану

Впрочем, любви, как известно, покорны не только все возрасты, но и все натуры. Первый роман завязался у Соломина еще на предпоследнем курсе Щепкинского училища, когда студенты ставили спектакль совместно с «щукинцами». В дружественном вузе училась дочь знаменитого журналиста, писателя и драматурга Владимира Рудного Наташа, которая и приглянулась молодому актеру. Они поженились, но семейная жизнь оказалась совсем не такой, как рисовал в воображении Виталий: горячий ужин, застольные беседы, двое детишек... Вместо этого Наталья пропадала на съемках, а обществу супруга предпочитала шумные компании. Уютного гнездышка так и не получилось. После расставания Соломин решил больше никогда не жениться и все силы направил на актерскую карьеру. А она потихоньку двигалась в гору.

Только один раз его сняли с роли - в фильме «Городской романс». Виталий Мефодьевич попал на съемки этой картины благодаря актрисе Маше Леонидовой, игравшей главную героиню. Когда режиссер Петр Тодоровский спросил, кого бы она хотела видеть своим партнером, Мария без промедления назвала Соломина. Тодоровский выбор не одобрил: ему показалось, что у того слишком положительная внешность для неоднозначного образа Евгения. Однако, хотя Соломин и потерял «вкусную» роль, упускать Машу он был не намерен. «Я сразу понял, что такой, как она, больше никогда не встречу», - признавался актер впоследствии.

Он начал атаку: цветы, рестораны, признания, стихи и песни под гитару… Разумеется, девушка не смогла устоять. А как же насчет обещания больше не жениться? Виталий решил внести в него поправку - не жениться на актрисе, и потребовал от Марии забыть об актерской карьере. Аргументы были такие: «Станешь сниматься - нужно будет куда-то ехать. В поездах женщин мало, а мужчины настырны. Целое купе актрисе никто не купит, а значит, чтобы я был спокоен, мне придется доплачивать за три места из своих денег. Дальше - поселят тебя в гостинице. Вечером выйти никуда нельзя: красивая женщина, одна. Да и было бы ради чего сниматься: платят копейки, а выкладываться приходится по максимуму». Мария согласилась. Правда, в «Сильве» и одной из серий «Шерлока Холмса» - по рассказу «Пестрая лента» - муж все-таки разрешил ей сняться вместе с ним.

В «Сильве» (1981 г.) великодушно разрешил жене Марии сняться вместе с ним.
В «Сильве» (1981 г.) великодушно разрешил жене Марии сняться вместе с ним. Фото: Кадр из фильма

Без абстракции

Зато сам Соломин, несмотря на ревнивый характер и рождение двух дочек, был человеком весьма любвеобильным и купался в женском внимании. По иронии судьбы очередной роман он завел в разгар съемок «Зимней вишни», уподобившись своему персонажу. Влюблялся Виталий Мефодьевич часто: мол, актеру все время требуется эмоциональная подпитка. «Творческий человек всегда должен находиться в состоянии любви - и те, кто считает, что это любовь к чему-то абстрактному, очень ошибаются. Актеры влюбляются в партнершу по сцене, а вовсе не в пейзаж за окном, - уверял Соломин. - Вживаться в роль всегда трудно, это только на экране все смотрится легко и просто».

По воспоминаниям близких, несмотря на природную соломинскую сдержанность, иногда наружу прорывалась «театральная» часть его души, и тогда он закатывал грандиозные банкеты для друзей, заваливал жену цветами, устраивал феерические розыгрыши... Последний, смертельный удар Соломин тоже встретил как настоящий актер - на сцене. В конце апреля 2002 года он играл в «Свадьбе Кречинского» в Малом театре. Первый акт доиграл до конца, а потом потерял сознание. За кулисы артиста унесли на руках…

Когда Виталий Мефодьевич рассуждал о смерти, всегда упоминал Андрея Миронова и говорил, что умереть мечтает так же - на сцене. Собственно, именно так и получилось: сцена стала последним, что он запомнил.

Фото: Кадр из фильма

«Вишневые» происшествия

Сняв в 1985 году «Зимнюю вишню», режиссер Игорь Масленников попал в десятку: в непростое перестроечное время женщинам безумно, как теперь говорят, «зашла» мелодрама про трех одиночек, жаждущих любви. Большой, светлой и чистой, а главное - разделенной.

В основу фильма легла история любви сценариста картины Владимира Валуцкого, женатого на Алле Демидовой, и в ту пору не слишком известной артистки Надежды Репиной. Тайный роман продолжался 14 лет, ради возлюбленного Надежда даже развелась с мужем, а вот Валуцкий от своей звездной супруги так и не ушел.

На роль главной героини, кроме Елены Сафоновой, претендовали многие актрисы, включая Татьяну Догилеву и саму Надежду Репину. Поначалу выбор режиссера пал на Наталью Андрейченко, незадолго до этого блистательно сыгравшую Мэри Поппинс. Однако та влюбилась в иностранного актера и режиссера Максимилиана Шелла, который - совсем как в сценарии фильма - предложил ей руку и сердце. Роман настолько вскружил актрисе голову, что она попросту не появилась на съемочной площадке, и спасать положение доверили Сафоновой.

Роль Ольги в одночасье сделала Елену Всеволодовну звездой, а в моду вошла стрижка «ежик», как у ее героини. Правда, режиссеру прическа Сафоновой сначала показалась форменной катастрофой: по сценарию Ольга задумывалась соблазнительной красоткой с пышной гривой. Хотели даже нацепить на актрису парик, но потом поняли: эта странная стрижка - как раз то, что надо, и идеально подходит лиричному образу «малыша». Ведь именно так герой Виталия Соломина называет свою возлюбленную.

К слову, Соломин в «Зимней вишне» тоже появился не сразу. Сначала на роль Вадима был утвержден Сергей Шакуров, но его дуэт с Сафоновой не сложился. «Пришлось искать мою палочку-выручалочку - Виталия Соломина, очаровательного «доктора Ватсона». Как и положено врачу, он для нас выполнил функцию «неотложки», - шутил впоследствии Масленников.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно