В нынешнем году исполнилось бы 95 лет Арчилу Гомиашвили - самому известному грузинскому «сыну турецкоподданного». Для большинства киноманов он так и остался актером одной роли, зато какой!
К этой роли его словно готовила сама судьба: как и Остап Бендер, Гомиашвили мог похвастать бурной биографией и столь же бурной личной жизнью. Разумеется, не обошлось и без мечты о миллионе…
ВТОРЫЕ ШАНСЫ
О приключениях молодого Арчила можно было бы написать не менее занимательный роман. Впрочем, как и о его артистических способностях. Он рос шпаной, но шпаной талантливой: учился на художника и даже помогал оформлять спектакли в Тбилисском театре, где ставил Георгий Товстоногов. Правда, проучился недолго: занявшись «художествами» иного рода, вдоволь покочевал по тюрьмам - то «за разговорчики», то за воровство…
Тем не менее судьба благоволила Гомиашвили и нередко подкидывала ему вторые шансы. По совету Товстоногова Арчил отправился в Москву покорять подмостки. Юноше не составило труда поступить в школу-студию МХАТ, но и оттуда он с треском вылетел, устроив в кафе драку с погромом (по его словам, защищая честь дамы). Пришлось вернуться в Грузию, где его приняли в Академический театр.
В перерывах между творчеством и авантюрными похождениями Гомиашвили не забывал о личной жизни. В первом скоропалительном браке с врачом Янной Маиловой у него родилась дочь Карина; второй союз - с актрисой Лианой Манджавидзе - оказался результативнее «по очкам», то есть по количеству детей (двое сыновей, Зураб и Михаил), но тоже быстро распался. После этого актер твердо зарекся жениться вновь.
Решимости Гомиашвили хватило ненадолго - в один из наездов в Москву он встретил актрису Татьяну Окуневскую, первую красавицу страны, по которой сходили с ума самые видные мужчины. Не стал исключением и Арчил. Их свадьба изрядно шокировала столичную богему - всем было известно, что Татьяна Кирилловна относится к браку, мягко говоря, скептически. «Если заикнусь о замужестве, сразу вызывайте «неотложку», - не уставала она напоминать окружающим.
Жили артисты весело: вместе путешествовали, писали пьесы, собирались ставить спектакли… Но вскоре ветреная Окуневская заскучала и, недолго думая, подала на развод - ухажеров она всегда бросала без лишних сантиментов.
«Рвали пиджак»
Кинодебют Гомиашвили состоялся только в 31 год - в фильме про революцию «Лично известен». До 44 лет его имя большинству зрителей ни о чем не говорило, пока он не появился на экранах в образе Остапа Бендера в гайдаевских «Двенадцати стульях». И вот тут-то его накрыла волна народного обожания. Гомиашвили впоследствии вспоминал: «Я на улицу не мог выходить. Рвали! Пиджак рвали, рубашку. Партийные билеты давали, чтобы я автографы ставил... Я прятался просто».
От рядовых зрителей Арчилу Михайловичу достались почет и слава, а от власть имущих - квартира в знаменитом московском Доме на набережной. Новоселье актер праздновал уже с новой женой - девятнадцатилетней балериной Татьяной из Минска.
Татьяна родила мужу двух дочерей, Нину и Екатерину, и посвятила себя семье, без колебаний бросив балет. А вот сам актер к своей карьере относился не в пример серьезнее и ради нее даже… завел роман с Татьяной Лиозновой. Та была не менее знаменита, чем в свое время Окуневская, а уж после премьеры «Семнадцати мгновений весны» ее знал весь Советский Союз.
Арчил Михайлович красиво ухаживал за режиссером, а главное - претендовал на роль Штирлица в ее знаменитом фильме. Штирлиц, как известно, «уплыл» Тихонову, а от предложенного взамен «утешительного приза» в виде роли Мюллера гордо отказался сам Гомиашвили. На этом роман и закончился. «Пока Лиознова снимала «Семнадцать мгновений весны», моя супруга родила мне дочку, - вспоминал впоследствии актер. - И вот как-то я сажусь в самолет, чтобы лететь в Тбилиси. Смотрю - Татьяна Лиознова и вся съемочная группа этим же самолетом летят в Тбилиси показывать фильм. В самолете моя Ниночка - годика два ей было - начала бегать, села на колени к Тане. Я забрал ребенка и сказал ей: «Вот видишь, ты везешь металлические банки с фильмом, а я везу маленького человечка. Вот такая ирония судьбы…»
Борец за дензнаки
Посмеялась судьба и над самим Гомиашвили: после роли великого комбинатора его карьера резко пошла на спад. Он снялся в эпизоде в «Мимино», четырежды в разных картинах играл Сталина, но ни особого успеха, ни тем более славы эти работы не принесли. Зато в начале 90-х Арчил Михайлович обнаружил в себе предпринимательскую жилку: он ушел из кино, открыл ресторан и по примеру Бендера, «идейного борца за денежные знаки», сколотил состояние - пусть и не в Рио, как мечтал Остап, зато более честным путем. Правда, как признавался сам актер-бизнесмен, готовить он так и не научился - шеф-поваром ресторана стала все та же Татьяна, ради мужа научившаяся кулинарить лучше, чем именитые мастера высокой кухни.
Единственное, что Гомиашвили не удалось, в отличие от несгибаемого Остапа, - победить смерть. В 2005-м, в 79 лет, Арчил Михайлович скончался от рака. Заседание закончилось…
Срочно разыскивается Остап
Арчилу было полтора года, когда Илья Ильф и Евгений Петров засели за роман «Двенадцать стульев». К тому времени, когда 44-летний Гомиашвили сыграл Остапа Бендера в кино, фильмов про похождения обаятельного авантюриста во всем мире насчитывалось уже больше дюжины.
В 1968 году на советские экраны вышел «Золотой теленок» - перед съемками режиссер Михаил Швейцер пересмотрел всего парочку кандидатов на главную роль, прежде чем остановился на Сергее Юрском. А вот Леонид Гайдай, задумав «Двенадцать стульев», метался среди двух десятков претендентов, в числе которых были Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Валентин Гафт, Александр Ширвиндт, Олег Басилашвили. Даже Муслиму Магомаеву он предлагал «примерить» Бендера.
Наконец режиссеру рассказали: в Грузии есть артист, который поставил моноспектакль про Остапа Бендера, играет там все роли (включая Зосю Синицкую) и колесит со своим детищем по всему Союзу. Это и оказался Гомиашвили, в котором Гайдай с первого взгляда признал «того самого» Остапа. Зато в «Госкино», увидев пробы актера, возмутились: «Почему это Бендером будет грузин?» «Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему бы маме не быть грузинкой?» - не растерялся Гайдай.
На съемках отношения у актера и режиссера не заладились: Арчил Михайлович считал, что Гайдай своими комедийными идеями попросту задавил серьезного и неоднозначного героя, каким его хотел показать Гомиашвили. Через несколько лет, не оставляя мечты сыграть-таки Бендера «как надо», он предложил сценарий своего мюзикла руководителю «Ленкома» Марку Захарову - не зная, что в планах режиссера уже имеется собственная версия фильма о великом комбинаторе. Выход на экраны картины «12 стульев» с Андреем Мироновым в главной роли больно ударил по самолюбию Гомиашвили и надолго рассорил его с Захаровым. Зато помирил с Гайдаем, который и вовсе назвал новый вариант комедии «уголовным преступлением».
В конце концов Арчил Михайлович помирился и со своим персонажем, хотя тот и сделал его заложником одной роли: «Между нами много общего. Я артист, и мне нужен зритель. Остап - тоже артист, и ему тоже нужна аудитория. Нет аудитории - и меня ничто не интересует: ни стулья, ни деньги…»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть