В центре Риги высится Памятник Свободы - колонна, украшенная женской фигурой, героиней латышских преданий Милдой. В народе ее чаще называют «Мать Латвия». А в конце прошлого века латыши окрестили этим именем еще один символ страны и немеркнущую звезду национального искусства - актрису Вию Артмане.
Дело в манерах
Природа наделила Артмане не только красотой и талантом, но еще и непритворным благородством манер и поведения. Ей столько раз приходилось перевоплощаться в аристократок и королев на сцене, что среди поклонников ширилась легенда о ее дворянском происхождении. Никому и в голову не приходило, что на самом деле Алида Артмане - именно так звучит настоящее имя звезды - родом из бедной крестьянской семьи...
После школы она поступила в драматическую студию при Театре имени Я. Райниса, нынешнем театре «Дайлес». Здесь талантливую студентку заприметил основатель труппы Эдуард Смильгис, которого называют иконой латышского театрального искусства. Именно Смильгис, любивший повторять: «Самые счастливые актеры - те, которые знают настоящую жизнь, самые несчастные - те, кто всю жизнь сидел в мягких креслах», стал ее главным наставником. В 19 лет юная Вия - это имя она взяла себе в качестве сценического псевдонима - уже блистала на сцене в ролях Джульетты, Офелии, английской королевы Елизаветы...
Положил глаз на дебютантку и самый популярный актер театра, любимец публики Артур Димитерс; впрочем, его интерес был не только профессионального свойства. Димитерс был старше Вии на четырнадцать лет и женат на известной художнице, что не мешало ему слыть среди рижской богемы отъявленным сердцеедом. Но ради Артмане он выбросил из головы прочие увлечения, развелся с женой и сделал девушке предложение - которое та со всем уважением приняла. В 1957-м у них родился сын Каспарс.
Вообще, по признанию самой Вии Фрицевны, как раз на уважении их 27-летний брак и держался - да еще на безграничной любви обоих к театру. На сцене супруги составляли идеальный дуэт: например, в пьесе «Елизавета Английская» они играли вместе до самой смерти Димитерса в 1986-м.

Свой подход
Вия Фрицевна была главным образом театральной актрисой и в кино снималась не так часто. Но и этого телезрителю хватило, чтобы полюбить ее раз и навсегда. Уже одна из первых киноролей - паромщица Соня в ленте «Родная кровь» (1963) - сделала молодую актрису знаменитой на весь Советский Союз. В этом фильме она сыграла вместе с Евгением Матвеевым - на тот момент популярным артистом, избалованным вниманием поклонниц. У Матвеева имелся собственный творческий метод: всякий раз, играя историю любви, он искал в партнерше какую-то зацепку, изюминку, чтобы возникли уже не совсем актерские чувства. Но Вия показалась ему до того холодной и отстраненной, что он не знал, с какого боку к ней подойти. Впрочем, самой Артмане Матвеев тоже поначалу не приглянулся. «Евгений Семенович произвел на меня впечатление сурового, замкнутого человека, я даже не могла предположить, что в душе этого человека просто горел огонь», - признавалась актриса. Но во время съемок обоим все же удалось найти подход друг к другу, и чувства переросли-таки в настоящие…
Взаимное притяжение бросалось в глаза даже с экрана, и народная молва незамедлительно «поженила» Артмане с Матвеевым. Даже дочь Кристиану, которую Вия родила в 1965 году, многие считали «матвеевской». Тем не менее в жизни Артмане хотя и была красавицей, но совсем не роковой: между любовью и семьей она безоговорочно выбрала семью. И лишь в конце жизни призналась, что настоящий отец Кристианы - в самом деле Матвеев…
Всегда на высоте
Пожалуй, самой неотразимой героиней в исполнении Артмане стала Джулия Ламберт - стареющая, но пылкая звезда сцены по роману Сомерсета Моэма «Театр», «очаровательная негодяйка», как ее называла сама Вия Фрицевна: «Такую женщину каждый мужчина хотел бы видеть рядом… Джулия - человек очень честный по отношению к себе, к своим недостаткам, и в этом ее прелесть».
Разумеется, после премьеры «Театра» тут же принялись судачить: мол, образ не слишком везучей в любви примы потому так хорошо удался Артмане, что как две капли воды «слизан» с нее самой. Вия Фрицевна признавалась, что семейная жизнь с Димитерсом и в самом деле оказалась отнюдь не пределом мечтаний, однако называла мужа своей отдушиной. А их сын Каспарс утверждал, что без супруга она вовсе не стала бы великой актрисой: «Возвратившись вечером со спектакля, родители могли часами сидеть и разбирать только что увиденный спектакль... Мама была счастлива с ним как актриса и несчастна как женщина. Но еще несчастнее она стала, овдовев. Без него наступило время ее творческого одиночества».
После смерти Димитерса Артмане недолго оставалась примой. Из театра она ушла сама, с поистине королевским достоинством: «Я не хотела, чтобы от меня осталось грустное впечатление, будто я актриса, которую нужно жалеть. Перед зрителем актер должен быть всегда на высоте. И, когда я потеряла надежду на этой высоте еще хоть что-то сыграть, я удалилась».
…Скончалась Вия Фрицевна в октябре 2008-го на 80-м году жизни. Она всегда мечтала, чтобы у ее могилы люди не скорбели, а отдавали дань творчеству. Именно поэтому памятник актрисе, поставленный на средства ее поклонника - некоего щедрого белорусского бизнесмена, выполнен в виде полукруглой сцены с партером и занавесом. Ее последний персональный маленький театр...

Пожалуйте за кулисы
В конце 1970-х гг. по заказу Центрального телевидения выпустили несколько фильмов-бенефисов к юбилеям известных советских артистов. Так, на Рижской киностудии решили в качестве «подарка» к 50-летию Вии Фрицевны сделать экранизацию романа Сомерсета Моэма «Театр».
Бюджет фильма был ограничен, и, хотя режиссеру Янису Стрейчу удалось увеличить его вдвое, денег все равно не хватало: вместо задуманных 30 костюмов для главной героини пошили только 6. Однако выход из положения нашелся: в тех сценах, где Артмане снимали только по пояс, ее фигуру просто драпировали в разные ткани.
Одним из секретов картины была не только великолепная актерская игра, но и музыка, написанная Раймондом Паулсом; к тому же Янис Стрейч уговорил его сняться в эпизодической роли пианиста. Кстати, режиссер и сам исполнил одну из ролей в своем фильме - предстал перед камерой в образе автора.
Что касается исполнителей главных ролей, Вии Фрицевны и молодого Ивара Калныньша, они так убедительно смотрелись в образах любовников, что после выхода фильма тут же поползли слухи об их романе за кадром. Впрочем, оба актера их опровергали, хотя Артмане признавалась, что у нее много общего с ее героиней: «К мужчинам я неравнодушна. Считаю, что, если было бы наоборот, это было бы противоестественным. Но это не значит, что они все перебывали в моей постели».
Нелюбимый муж, внебрачная дочь, нищета. Горькая доля Вии Артмане
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть