15566

«Жизнь на мне не кончается». Почему врачи не смогли помочь Олегу Табакову

Владимир Астапкович / РИА Новости

«Я думал о том, что будет после того, как уйдёт из жизни Табаков. Это надо выдержать. Это тяжело. Мы должны изучать его, мы должны брать с него пример. Он великий артист не только России, но и мира» - так прокомментировал уход Олега Павловича его друг и коллега Валентин Гафт. И с ним трудно спорить.

82-летний Табаков попал в Первую градскую больницу ещё в ноябре 2017 г. и с той поры не покидал её стен. Незадолго до этого актёр и худрук МХТ им. Чехова признался журналистам, что у него серьёзные проблемы со здоровьем, но вдаваться в подробности не стал. В больнице его состояние резко ухудшилось, так что врачи, по слухам, были вынуждены ввести Табакова в искусственную кому и подключить к аппарату искусственной вентиляции лёгких. В день смерти, 12 марта, у Олега Павловича случился сердечный приступ. Дальнейшая борьба за жизнь оказалась невозможной. Хотя бороться Табаков привык. Он ведь, кажется, всю жизнь только это и делал - боролся за театр, за профессию, за своих учеников и актёров, которых считал членами своей семьи. А ещё - играл...

Покоривший Москву

Одно из самых важных жизненных переживаний у Табакова, как и у многих советских людей его поколения, связано с годами войны. Олег Павлович часто вспоминал историю из детства: «В начале 1943 года я увидел, как ободранных пленных немцев, едва ли не босых, выгрузили на вокзале из вагонов, построили в колонны и по зимнему Саратову погнали до Волги, к которой они так рвались. Дошли они до Волги. А там снег, лёд. Потоптались они, и тут новая команда: «Назад!» Ещё когда они шли к Волге, бабушка долго смотрела им вслед. А тут заметила, что их гонят назад... Мы тогда получали на день буханку чёрного хлеба и ещё довесок граммов в 50. У меня было право съесть его, этот довесок. И вот бабушка вошла в дом, разрезала буханку, собрала это всё в какую-то хусточку и сказала: «Лёлик! Иди отдай людям!» Я онемел! Ничего не мог понять! У нас отец в это время был в окружении, на Кавказе. Мы, живя в Саратове, все эти военные годы не то чтобы совсем уж умирали с голоду, но подголадывали. И что такое жареные картофельные очистки, я хорошо знаю. Но, ничего не переспрашивая, я взял у бабушки этот завёрнутый в тряпицу хлеб и отнёс немцам». Олег Павлович признавался, что на таких вот жизненных примерах очень рано узнал, что такое сострадание, доброта и всепрощение. 

А ещё он так же рано узнал, что такое театр - он же в те военные годы в Саратове перед ранеными в госпитале выступал.

Артист московского театра «Современник» Олег Табаков в роли Олега в спектакле В. Розова «В поисках радости». 1960 г.
Артист московского театра «Современник» Олег Табаков в роли Олега в спектакле В. Розова «В поисках радости». 1960 г. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский

Окончив школу, Табаков отправился в Москву поступать в театральный. Родственники отговаривали, поскольку мало кто верил, что юноша из провинции с тремя годами местного драмкружка за плечами преодолеет жёсткие вступительные испытания. Но Табакова приняли одновременно и в Школу-студию ­МХАТ, и в ­ГИТИС. Он отдал предпочтение первой. Ещё будучи студентом, Табаков вместе с группой единомышленников, в числе которых были Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, стал сооснователем театра «Современник» и заставил говорить о себе всю театральную Москву как об одном из ярчайших и незаурядных молодых актёров. 

В безвестности и забвении Табаков не пребывал никогда. Режиссёры заваливали его предложениями, а он охотно на них откликался. Бывало, за год умудрялся сняться сразу в пяти картинах, каждая из которых становилась событием. При этом одновременно играл в десятках спектаклей, поскольку театр всегда ставил для себя на первое место. Работа на износ привела к тому, что в 29 лет у него случился инфаркт. Врачи настаивали на том, чтобы он навсегда завязал с выступлениями. Но прошла пара месяцев, и он вновь каждый вечер репетировал спектакль «Обыкновенная история», который в 1967 г. получил Госпремию.

«Театр - это семья»

В советское время открытки с изображением Олега Табакова продавались в каждом газетном киоске. Менялись времена, а вместе с ними очень часто и предпочтения публики, но Табакова всё так же обожали миллионы зрителей. «Мне неловко это говорить, но я скажу: вот выхожу я на сцену - ещё ни одной реплики не произнёс, а в зале шквал аплодисментов, - признавался Олег Павлович «АиФ». - Вроде и привыкнуть уже можно было бы, а не могу. Каждый раз после этого стою и думаю: «Эх, что же надо сотворить сегодня на сцене такое, чем удивить, чтобы оправдать этот невероятный аванс зрительского доверия…»

Большим доверием и авторитетом Табаков всегда пользовался и у огромной армии своих учеников, которых он за 45 лет воспитал не одну сотню. Его уважали и состоявшиеся артисты. В 1970 г., после того как Олег Ефремов ушёл во МХАТ, Олег Табаков возглавил «Современник», при этом продолжая выходить на сцену вместе с другими актёрами. Он сразу проявил себя достаточно жёстким, но справедливым руководителем - без колебания наказывал прогульщиков и разгильдяев, а однажды уволил Олега Даля: тот явился на спектакль пьяным и не смог выйти к зрителям. По мнению Олега Павловича, театр - это большая семья, где все дети должны расти в справедливости. 

«Жизнь на мне не кончается»

В 2000 г. Табаков возглавил МХТ им. Чехова, который стал одним из самых успешных театров в стране. Как и у любого успешного человека, у Олега Павловича хватало завистников. Сам же он говорил, что чувство зависти как белой, так и чёрной у него кем-то свыше подвергнуто резекции, как у некоторых - гланды или аппендикс. «Я ведь не бессребреник, - объяснял он своё отношение к жизни. - И вообще, у меня четверо детей, а последняя, Машка, родилась, когда мне был 71 год. Но, когда я пытаюсь найти ответ на вопрос, в чём она, эта военная тайна, эта загадка нашего русского характера, думаю, тут к Чехову надо повернуться. Человек, заражённый бациллой желания стать российским интеллигентом, непобедим!»

Того, что Табаков успел сделать, хватило бы на несколько жизней. Но Олег Павлович так не считал. «Я сделал многое из того, что должен был сделать. Но не всё, - говорил он. - Не сыграл очень многих ролей, которые хотел бы сыграть. Знаю, что наши возможности небезграничны и небесконечны. Но главное - я не утратил способности радоваться. Как говорил царь Соломон: человек должен быть счастлив от того, что он делает. И это самая главная награда в жизни. И ещё я получаю, как теперь говорят, кайф от успехов своих учеников. Это больше, чем собственные успехи. Значит, жизнь на мне не кончается. «Нет, весь я не умру...» Это не я сказал. Это Пушкин…»

Олега Табакова похоронят на Новодевичьем кладбище.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно