Белорусские корни
Пожалуй, Галина Александровна олицетворяет в нашем кино образ идеальной женщины. Недаром в ее творческой биографии только две отрицательные роли: в фильмах Вениамина Дормана «Ночное происшествие» и «Разорванный круг».
Галина Александровна - королева «жизненных» драм, мелодрам, лирических комедий. Добрая соседка, к которой не только можно сбегать за солью, но и поплакаться о женской доле («Кафе «Клубничка»). Коллега, которая скажет правду в глаза, а если надо - поможет («Женщин обижать не рекомендуется»)...
Галина родилась в простой семье в Москве за два года до начала Великой Отечественной войны. Ее отец одним из первых отправился на фронт, откуда не вернулся. А мама умерла от туберкулеза, когда Галине было восемь.
Сердобольные соседи сделали все, чтобы Галочка не попала в детский дом. Они разыскали единственную родственницу девочки - бабушку, которая ради внучки бросила хозяйство в Беларуси и перебралась в Москву.
Они жили вдвоем в крохотной девятиметровой комнатушке полуподвального помещения. Бабушка, чтобы содержать их обеих, мыла полы в овощном магазине.
Еще в те годы, когда в стране шла война, артисты, как могли, поддерживали дух и фронтовиков, и населения. Именно тогда, еще ребенком, Галина впервые познакомилась с этой необычной профессией. Актеры казались ей людьми не только возвышенными, но и самоотверженными. И тогда Галя решила: станет актрисой!
В школьные годы девочка участвовала в самодеятельности, но, кроме нее, не имела никакого актерского опыта. Это впечатлительную и по-настоящему жадную до знаний будущую актрису не остановило. Окончив школу, она наметила для поступления самый прославленный театральный вуз страны - ВГИК. К удивлению близких, Польских поступила с первого раза.
Хорошенькую студентку быстро заметили однокурсники. Особенно пылким вниманием девушку окружил азербайджанец Фаик Гасанов, третьекурсник режиссерского отделения. Он не сводил с Галины глаз. Восхищался ее красотой и вслух мечтал о том времени, когда сможет просыпаться рядом с ней, завтракать за одним столом и идти вместе в институт. Ухаживал он настойчиво, иногда даже ночевал в подъезде любимой, а утром уезжал в институт на учебу.
«Однажды он пришел к моей бабушке, чтобы просить моей руки, - с улыбкой вспоминает актриса. - Бабуля, конечно, не возражала. Она видела, как мы друг к другу относимся. Я уже спала, и Фаик не стал меня будить. Он аккуратно измерил мой палец, а утром купил нам два обручальных кольца».
«Трудная» девушка
Свадьба была скромной, но веселой. Когда муж спросил, где Галя хочет провести медовый месяц, девушка, не раздумывая, ответила: «На море!» - и молодые махнули в Ялту.
Фаик старался выполнить любое пожелание своей любимой. Например, однажды Польских обмолвилась, что хочет красное пальто, и муж купил его буквально на следующий день!
В 1960 году у супругов родилась дочь Ирада, а через полтора года Галина Польских получила свою первую роль в фильме «Дикая собака Динго». Галине предстояло сыграть роль 14-летней девушки, которая впервые влюбляется.
Режиссера отговаривала даже сама актриса: ну как кормящая мать будет играть подростка? Но тот настоял и не прогадал: на экране Галина выглядела совсем юной, только начинающей взрослеть девушкой. Второй режиссер фильма Станислав Чаплин рассказывал об актрисе, приглашенной на главную роль, с большой теплотой. В одном интервью он отмечал, что Галине был близок образ девочки - трудного подростка, потому что сама она была девушкой непростой. На красавицу заглядывались все мужчины на площадке, но именно с Чаплиным у нее разгорелся нешуточный роман. Проблемы начались, когда на съемки нагрянул законный муж.
Скандалов Галине он закатывать не стал. Напротив, Фаик сказал жене, что готов все простить и прекрасно понимает ее: ведь она вышла замуж совсем юной и неискушенной. Он обещал никогда не упрекать супругу при условии, что она вернется к нему и не станет больше вспоминать о Чаплине.
С соперником Фаик тоже разобрался интеллигентно. Они до утра выясняли отношения, ни разу, однако, не дойдя до открытого конфликта и тем более до рукоприкладства. Галина тогда вернулась в семью, но история их любви уже была обречена. Закончилась она трагически, хотя вовсе не из-за измен.
Картина «Дикая собака Динго» открыла перед молодой актрисой двери в большое кино, ее стали приглашать на съемки. Фаику Гасанову везло меньше - у него не было работы, он перебивался случайными заработками. Лишь спустя два года молодой режиссер получил возможность работать на Одесской киностудии. Именно в Одессе, где Гасанов снимал фильм, его насмерть сбила машина. Ему было 28 лет…
«Не знаю, как я пережила все это, - вспоминает Галина Александровна. - После смерти мужа я осталась совсем одна, с маленьким ребенком на руках. Но мне надо было кормить дочь. Только страх за ее будущее не дал мне опустить руки».
Золотая клетка
После смерти мужа Галина впала в депрессию. Только теперь она поняла, как любила своего темпераментного супруга, как скучала по нему в те долгие месяцы, когда оба были заняты на съемках и им не удавалось встретиться.
Она мало с кем знакомилась, а ухаживания поклонников быстро прекращала. Пока не встретилась с режиссером Александром Суриным. Тот, зная, что Польских тяжело переживает свою трагедию, стал ухаживать красиво и деликатно и скоро завоевал ее доверие.
Теперь актриса вспоминает, что они толком и не познакомились. Уже сыграв свадьбу и начав жить вместе с Александром, она вдруг поняла, что мало знает своего второго мужа. А чуть позже выяснила: это вовсе не ее человек.
Супруг происходил из обеспеченной семьи - был сыном директора «Мосфильма». Отношения со свекровью сразу не заладились - та оказалась властной женщиной и восприняла невестку в штыки. Семья Сурина пользовалась многими благами, о которых раньше Польских не могла и мечтать. Например, квартира, в которой поселилась молодая семья, находилась в центре Москвы и была обставлена роскошной антикварной мебелью, на столе всегда были дорогие заграничные продукты. Сначала подобное изобилие радовало Польских, но вскоре начало ее тяготить.
«Я чувствовала себя птицей в золотой клетке, - признается Галина Александровна. - И хорошо, что очень быстро все у нас закончилось. Этот брак все равно бы распался».
Актриса сама решила уйти от мужа, несмотря на то, что ждала от него ребенка. Решила: лучше быть одной, чем жить в неволе. Вскоре у нее родилась вторая дочка - Маша.
Развод с сыном директора киностудии негативно сказался на карьере артистки: режиссеры предпочитали обходить ее стороной, не приглашали на кинопробы. Помощь пришла из Польши. Анджей Петровский пригласил актрису на роль в фильме «Дорожные знаки» (1969), возымевшем у местной публики большой успех. Тем временем в СССР Польских не снимали пять лет. Покончить с этой несправедливостью решился режиссер Игорь Гостев, предложивший актрисе роль в картине «Фронт без флангов».
Сегодня народная артистка живет одна. Много снимается в кино и сериалах, играет в антрепризных спектаклях. «Наверное, как и каждой женщине, мне хочется какое-то сильное плечо иметь, которое бы обо мне заботилось, зарплату приносило, что-то покупало в дом, что-то дарило… - размышляет Галина Польских. - Но жизнь сложилась так, как сложилась».
Ольга ГРАЖИНА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть