Центр Киева, Красноармейская, 46. В этом доме семья Татьяны Яблонской получила две комнаты на последнем — шестом — этаже. Против прежней комнатушки новая коммуналка казалась огромной. Светлая, красивая. Главное — в соседях лишь одна семья.
— Я занималась гимнастикой, танцевала, меня даже хотели отдать в балет, — вспоминает дочь художницы Елена Сергеевна. — Однажды на отдыхе в Гурзуфе известная балерина увидела моё «выступление». «Какие интересные данные!» — воскликнула она.
Ни мама, ни дочь-дошкольница не придали значения случайной встрече. «Я собирала бабочек, изучала их по атласу Ламперта и мечтала стать биологом. В разное время у нас жили рыбки, птички, белки. Мама тоже любила природу, но помочь мне в этой сфере не могла. Поэтому... подарила мой любимый атлас знакомому, а меня устроила в художественную школу. Мне было уже 13 лет, рисовать я не хотела, перспективу спичечного коробка не любила».
Тогда же, в 1954-м, Татьяна Яблонская напишет беззастенчиво ворвавшееся в окно солнечное «Утро». Позировать Лене было не привыкать. Даром что эта работа сделана в основном по эскизам и этюдам — в мастерской. «Утро» тут же попало на всесоюзную выставку, затем в Третьяковку. Репродукцию печатали в учебниках и на открытках, её вырезали из журналов и вешали на стену, как дорогую картину, — такая от неё исходила радость.
Мужчина-мечта
Неожиданно увлёкшись живописью, Лена с отличием окончила художественную школу и уехала поступать в Строгановку. «В 1960-е Москва цвела счастьем, любовью, надеждой. Открылась „иностранка“, устраивались интересные выставки».
Обаятельного казаха киевлянка Лена Отрощенко приметила ещё на подготовительных курсах. А едва начав учиться, оба поняли, как близки духовно. «Тогда ведь были совсем другие отношения. Чистые. Главное — творчество».
Учёба учёбой, но какое студенчество без дружбы, любви, ранних браков? «В отличие от мамы я красавицей не была», — бросит как бы между прочим Елена Сергеевна и станет рассказывать, как несколько мальчиков в школе были в неё влюблены, а она не обращала на них внимания. Как с первых же месяцев в Строгановке за ней ухаживали три друга-алмаатинца. «Бабушка говорила, у меня был шарм», — отмахнётся она. Пока дойдёт до сути... «Сначала за мной ходил эффектный красавец Метад, или попросту Митька. Провожал, пел песни. Но оказался ловеласом. Арстан скромно подсаживался в библиотеке, рассказывал о родине. И тоже пел. Только басом».
А пока двое оттачивали искусство ухаживания, Арсен просто был рядом. Умный, тактичный, спокойный. Однажды во время лекции набросал на листочке профиль Лены: «Я тебе его подарил. Ясно? Не выбрасывай». Тетрадная страничка жива до сих пор. Как и рисунки на салфетках — из поездки в Ленинград... На очередной лекции Арсен признался: «Я тебя люблю». Елена посмотрела лукаво: «Ну и что?»
— Он понравился мне сразу. Я была маленькой, хрупкой. А в Арсене были такая сила, такое обаяние! И при этом мягкость, доброта. Рядом с ним я чувствовала себя защищённой.
Не мужчина — мечта! Однако Татьяна Яблонская предостерегла: у казахов другие традиции. Да и мама Арсена хотела невестку из местных. Но... «После первого же курса Арсен пригласил меня в Алма-Ату. Я увидела прекрасный город, добрых казахов. А в его доме со скрипучими деревянными ступеньками меня и вовсе ждал сюрприз».
«Никаких детей!»
Вырезанная из «Огонька» репродукция картины «Утро» висела в комнате апы — жены дяди Арсена. Мужчин в доме уже не было. Мать Арсена рано осталась вдовой с тремя детьми. Повзрослевшего мальчика переселили в кухоньку, где по ночам он читал книги. Читал и мечтал. Конечно, ему нравилось «Утро». Но в самых ярких грёзах казахского мальчика не было варианта, что девочка сойдёт с картины, полюбит его и они будут жить долго и счастливо.
«Войдя в комнату апы, я увидела на стене «Утро»: «Надо же! Мамина работа, а на ней — я!» Немая сцена. Шок. Недоумение близких Арсена: и что теперь?
— Мама была для меня недосягаемой звездой. Но я себя дочерью звезды не чувствовала. И не понимала, чему люди завидуют — тяжёлое детство, ни мебели хорошей в доме, ни нарядов.
Старшую дочь Елену Татьяна Ниловна родила в эвакуации в Саратове. Чтобы выжить, по фото рисовала умерших мужчин. «А женщины в благодарность приносили маме кто картошечку, кто яичко».
После открытия «Утра» мама Арсена уже не очень сопротивлялась отношениям сына с русской девушкой. А Татьяну Ниловну в Киеве Арсен просто очаровал. «Он знал русскую поэзию лучше меня. А мама очень любила литературу».
Арсен и Елена стали первой интернациональной парой на курсе. Потом переженились все. Но мало кто вытянул счастливый семейный билет. «Двум художникам сложно вместе. Эмоции на пределе, зависть, ревность. А у мужчин ещё и нервная система слабее».
Брак родителей Елены продлился лет десять. Вскоре после войны отцу предложили работу на ВДНХ. Но он большого признания не получил. А маму стали награждать премиями. «Она отдавала творчеству всю себя. До сих пор удивляюсь, как умудрилась родить трёх дочерей? Преподавала, заседала в Верховном Совете. А нам с Олей так не хватало её любви, что мы обожали болеть».
Спустя несколько лет после развода Татьяна Яблонская встретила художника Армена Атаяна и в 42 года родила Гаяне. Но этот творческий союз постигла та же участь. Хотя именно печальный опыт матери, возможно, научил Елену сглаживать острые углы.
«В феврале 1962-го мы с Арсеном расписались. Хотя утром в день свадьбы у меня даже платья не было! Накануне мы с мамой купили в магазине „Синтетика“ несколько метров капрона. Она быстро сшила юбку, оформила лиф с лямочками, а накидкой стал кусок капрона, который прекрасно топорщился. На торжестве не было и десяти человек».
Скромная свадьба вылилась в яркую жизнь художников Бейсембиновых — украинскую фамилию русская Елена поменяла на казахскую. Книжная графика, кино, мультипликация. Позже она ушла в живопись, а он так и остался графиком — тушь да перо. «Всякое бывало. Но мы никогда не соперничали. И всю жизнь Арсен поддерживал меня. Когда родила Зангара, сказал: «Больше никаких детей!» А ведь он восточный человек! Сам обладавший талантом мирового уровня, Арсен ценил то, чем я занимаюсь. И только когда делала бусы, ворчал: «Не порти глаза!»
Так пересеклись пути казахского мальчика и русской девочки. Чтобы на четыре десятилетия стать одной судьбой. «Конечно, мы ходили в Третьяковку смотреть „Утро“. Но культа этой картины в семье не было».
17 лет назад Арсен оставил Елену — диабет, паралич. Последние 8 месяцев она не отходила от мужа. Писала картины и читала ему серьёзные книги. «Однажды спросила: „А что же дальше?“ — „Ницше“. — „Хорошо, Арсенушка, завтра начнём“. Но Ницше он уже не услышал».
Сегодня художница живёт одна в маленьком городе под Алма-Атой. Из-за морозов в доме лопнули трубы. На полу тазики со снегом. И я перебираю руками холодные комочки. Чтобы прикоснуться к памяти маленькой сильной женщины — пожелтевшему рисунку 1962 года, на котором Татьяна Яблонская изобразила сладко почивающих молодожёнов. «Я всегда спала на плече Арсена», — грустно улыбнётся прекрасная Елена, теперь уже прабабушка.
И в этот момент в окно беззастенчиво ворвётся солнце...
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть