Спасенный в кинотеатре
В него не верили ни педагоги, ни родители, ни друзья, ни первые критики его картин. Оттого более удивительными кажутся те подарки и жизненные виражи, которые преподносила Клоду Лелушу судьба.
Его детство пришлось на годы войны. Будучи евреем, Лелуш, как и его родители, стали объектами охоты нацистов. Несколько раз он с матерью практически стоял на пороге газовой камеры. Парадокс судьбы в том, что именно эта смертельная угроза, гонения позволили будущему режиссеру познакомиться с кинематографом и навсегда в него влюбиться. Находясь в оккупированной Франции, маленький Клод с матерью вынуждены были прятаться по знакомым, по подворотням и чердакам. Но это ночью. Днем же, чтобы поменьше привлекать внимание к еврейскому мальчику, мать додумалась прятать его в действующем кинотеатре. Для Клода это было счастье. Сегодня он вспоминает, что влюбился в кино, что называется, с первого взгляда. Он мог три раза подряд смотреть один и тот же фильм и при этом чувствовал себя самым счастливым человеком на свете. Позднее эта первая любовь Лелуша стала для его родителей настоящей головной болью и предметом бесконечных ссор.
После окончания войны Лелуш продолжал бредить кинематографом. Школьные занятия его категорически не интересовали. Он менял одну школу за другой, но каждый раз все повторялось — его либо выгоняли, либо вынуждали уйти. Среднего образования он так и не получил. Когда ему было 17, один из учителей в очередной раз сказал Клоду о том, что считает его никчемным бездарем, который уже загубил свою жизнь. В ответ на это Лелуш схватил стул и ударил педагога по голове. К счастью, учитель сильно не пострадал, но Клода, конечно, из школы выгнали.
Отец Лелуша, к удивлению парня, после этого инцидента не стал на него ни орать, ни морали читать, ни угрожать. Он спокойно сказал ему о том, что, несмотря на его юный возраст, отныне он волен делать все, что только захочет. Более того, раз уж его так увлекает кино, он дарит ему восьмимиллиметровую камеру. Этот подарок отец вручил Клоду с оговоркой о том, что больше он не получит карманных денег. Лелуша это не сильно взволновало, поскольку теперь он мог заниматься тем, о чем мечтал.
Приключения в СССР
Бросив школу, Клод Лелуш стал пытаться снимать на подаренную отцом камеру репортажи для телевидения. В то время покупка сюжетов у непрофессиональных журналистов для телеканалов была обычной практикой. Однако Лелуш переоценил свои возможности. Его репортажи каналы на телевидении, как правило, отправляли в корзину. Особых денег это не приносило. Тогда он решил идти ва-банк. В 50-х годах один канадский телеканал объявил вознаграждение в 10 тысяч долларов за репортаж из Советского Союза. Лелуш решил, что снимет этот репортаж.
Следуя к этой цели, Лелуш для начала записался в коммунисты. А узнав, что в СССР будет проходить Неделя коммунистической молодежи, стал рассказывать партийным идеологам о том, как для него важно побывать на этом мероприятии. Ему поверили. Дальше нужно было придумать способ провести кинокамеру и решить, как вести съемку незаметно от окружающих. Камеру Лелуш в итоге разобрал на запчасти, рассовал детали по чемодану и по карманам, а по прибытии в Москву — собрал ее заново. Чтобы незаметно снимать, он купил плащ, подвесил камеру на шею, начал сильно сутулиться. С помощью всех этих нехитрых уловок Лелуш мог беспрепятственно снимать все, что видел. Ему удалось даже произвести съемку в Мавзолее, где в то время рядом с телом Ленина лежало тело Сталина. По счастливой случайности во время этой поездки Лелуш попал на съемки фильма «Летят журавли». Режиссер картины Михаил Калатозов не мог не обратить внимания на молодого активного француза, ошивающегося на съемочной площадке. Познакомившись с Лелушем, Калатозов отвел его в монтажную и стал показывать ему отснятый материал. Клода увиденное впечатлило до глубины души. Сегодня он признается, что именно этот случай заставил его принять судьбоносное решение: отныне снимать только художественное кино, чего бы это ни стоило.
Отснятые кинопленки Лелуш спрятал в банках из-под черной икры. Фокус удался. Добытого материала хватало даже не на репортаж, а на полноценный документальный фильм, что и сделал Лелуш. Картина «Когда поднимается занавес» принесла ему первые серьезные деньги и известность. Его «докуметалку» закупили для показа сразу несколько стран. Это придало Лелушу уверенности в своих силах, и уже через 10 лет ему покорились Канны и «Оскар» — лента «Мужчина и женщина» завоевала сначала «Золотую пальмовую ветвь», а потом и сразу две награды американской киноакадемии. Так триумфально начинался его путь в большом кинематографе, которым он продолжает следовать до сих пор.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть