178

Высокая химия. Как одна роль Зои Молчановой сделала Ольгу Матешко звездой

"Аргументы и факты" в Беларуси № 29. Главные по... тарелкам 22/07/2025
Даже эпизодические роли Матешко делала яркими и запоминающимися.
Даже эпизодические роли Матешко делала яркими и запоминающимися. Public domain

Как одна роль сделала «летчицу Зою» всенародно любимой, а слава не затмила личную жизнь.

Роль летчицы Зои Молчановой в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики» стала главной в карьере Ольги Матешко  именно благодаря ей советскую актрису запомнили и полюбили зрители. Героиня с гордой осанкой, уверенной улыбкой и трагической судьбой сразу завоевала симпатии публики. Жизнь самой Ольги тоже складывалась непросто, долгое время о ней почти ничего не было слышно  просто она шла своим, менее публичным путем.

Женский фронт

Ольга Матешко родилась в обычной рабочей семье и с детства была уверена, что станет актрисой. Уже в шесть лет она выступала на самодельной сцене: читала стихи, пела, танцевала  все ради мечты. Занималась в школьном театральном кружке, а потом с первой попытки поступила во ВГИК, в мастерскую к Ольге Пыжовой и Борису Бибикову.

Брат Анатолий, на шесть лет моложе, рос буквально под ее опекой  Ольга заменяла ему и маму, и няню, пока родители были на работе. Позже сестра поддержала Толю, когда тот провалил первую попытку поступления во ВГИК, и именно благодаря ее настойчивости он все-таки пошел по творческому пути и стал режиссером.

Уже в начале 1970-х Матешко сыграла первую заметную роль комсомолки в новелле «Сталинград – 1929 год» из «Города первой любви». Вскоре последовали и другие картины, в основном эпизоды, иногда даже без упоминания имени в титрах, как в фильмах «Севастополь» и «Право и прыжок».

Настоящий прорыв случился, когда Ольга с первой попытки прошла пробы в ленту Леонида Быкова «В бой идут одни «старики», где сыграла отважную летчицу Зою. Этот образ был вдохновлен реальной героиней  легендарной Надеждой Поповой, участницей Великой Отечественной и Героем Советского Союза.

Повзрослев, Александр-младший пошел по стопам родителей – стал кинооператором и режиссером.
Повзрослев, Александр-младший пошел по стопам родителей – стал кинооператором и режиссером. Фото: Public domain

Проверка на чувства

Своего будущего мужа, оператора Александра Итыгилова, Ольга впервые встретила в коридоре ВГИКа  и, как признавалась потом, сразу почувствовала: это судьба. «Я называю это не любовью с первого взгляда, а высокой химией»,  говорила актриса.

Между молодыми людьми моментально возникла близость  они не расставались, поддерживали друг друга в учебе, вместе волновались на экзаменах. Пока один сдавал зачет, другой ждал под дверью.

Впрочем, влюбленным все же пришлось на время расстаться: получив диплом, Александр уехал по распределению сначала в Минск, на студию «Беларусьфильм», а потом в Пермь. Ольге же оставалось доучиться еще два года. Все это время они поддерживали связь через письма.

После окончания ВГИКа Ольгу распределили на киностудию имени Довженко в Киеве, вскоре туда же перебрался и Александр. «Любовь, проверенная разлукой, только окрепла»,  вспоминала Ольга.

Пара сыграла скромную, но душевную свадьбу. Через несколько лет у них родился сын Саша. Позже Александр-младший пошел по стопам родителей – стал кинооператором и режиссером.

Экран и дом

Семья жила хоть и небогато, но дружно. «Мы не умели ссориться. Все вопросы решали спокойно»,  вспоминала Матешко. Отношения супругов не испортили ни трудности, ни обрушившаяся на актрису слава. Ведь после фильма «В бой идут одни «старики» Ольга стала настоящей любимицей публики  ее узнавали на улицах, подходили за автографами. Но Александр не ревновал жену к успеху, потому что сам был увлечен работой.

Итыгилов оказался не просто талантливым оператором, но и успешным режиссером. За участие в съемках фильма «Как закалялась сталь» он получил премию Ленинского комсомола. Позже окончил Высшие режиссерские курсы в мастерской Глеба Панфилова и снял семь фильмов, в том числе драму «Обвиняется свадьба», в которой сыграла и его супруга.

Саму Ольгу после успеха «Стариков» засыпали предложениями, но в основном не сулившими громкой славы. Так, она сыграла в «Рассказах о Кешке и его друзьях», «Пропавшей экспедиции», «Д’Артаньяне и трех мушкетерах», сериале «Рожденная революцией».

Главных ролей было немного  например, в комедии «Женщины шутят всерьез» и фильме «Обвиняется свадьба». Матешко это не тяготило: даже эпизоды она делала яркими и запоминающимися. Гораздо важнее для нее была семья: с мужем они жили спокойно и счастливо  пока не пришла беда.

После утраты

В 1986 году Итыгилов работал над фильмом «Это мы, Господи!» всего в 200 километрах от Чернобыля. Съемки шли с пиротехникой, и вместе с клубами пыли в воздух поднималась и радиация  последствия аварии на ЧАЭС, случившейся всего несколькими месяцами ранее.

Несмотря на проблемы со щитовидкой и прямые предупреждения врачей держаться подальше от чернобыльской зоны, оператор провел там полгода. Он сам попадал в кадры хроники  прямо у разрушенного реактора, «дышащего смертью», как позже говорила Матешко.

Такая преданность работе стоила Александру жизни  всего за несколько лет после облучения у него развилась саркома легких. Итыгилов умер в июне 1990-го  ему было всего 45. Их с Ольгой сыну на тот момент не исполнилось и 16.

После смерти мужа и распада СССР актерская карьера Матешко почти сошла на нет  актрисе предлагали в основном эпизоды, а серьезных ролей больше не было. В 1994 году она поехала в США в составе творческой делегации  и решила остаться.

В Нью-Йорке Ольга устроилась преподавать, позже работала звукооператором. Сын Александр через некоторое время тоже переехал к матери  за океан, где начал снимать рекламные ролики.

По словам Ольги Николаевны, у нее сейчас есть любимый мужчина, но подробности своей личной жизни она не хочет рассказывать. «Не приемлю стиль современности, когда нужно обязательно показывать что-то из своей кухни, спальни, коридора»,  признается актриса.

«Меня пригласили на пробы, утвердили практически сразу… Снимали зачастую всего с двух дублей».
«Меня пригласили на пробы, утвердили практически сразу… Снимали зачастую всего с двух дублей». Фото: Кадр из фильма/ Х/ф «В бой идут одни «старики» (1973).

Настоящая героиня

Прообразом героини Зои Молчановой из фильма «В бой идут одни «старики» стала реальная летчица  майор авиации Надежда Попова. Она служила в женском полку ночных бомбардировщиков и была заместителем командира эскадрильи.

В отличие от экранной героини Попова дошла до Берлина и после войны еще семь лет служила в авиации. Она вышла замуж за своего коллегу Семена Харламова, который позже дослужился до генерал-полковника и стал главным консультантом фильма Леонида Быкова.

Оба супруга были Героями Советского Союза. А знаменитая сцена из «Стариков», где мужчины удивляются, что у женщин-летчиц орденов больше, чем у них, была позаимствована из воспоминаний самой Надежды Поповой.

«Меня пригласили на пробы, утвердили практически сразу. Играли сцену прилета  когда все поют, а мы, девчата, слушаем. Позже, в картине, она стала больше и лучше...  Леонид Быков был замечательный человек  настоящий мастер своего дела, ненавязчивый, некрикливый. Актерский режиссер, понимающий каждого. С ним было просто замечательно. Потому и снимали зачастую всего с двух дублей»,  вспоминала Ольга о съемках.

Даже эпизод, в котором героини Матешко и Симоновой под песню «Утомленное солнце» танцуют танго с мужчинами из «поющей эскадрильи», репетировался под руководством Быкова. Ольга Николаевна называла режиссера своим первым и единственным учителем танцев.

Интересно, что роль младшего лейтенанта Виктора Щедронова по прозвищу Смуглянка изначально предназначалась младшему брату Ольги, Анатолию Матешко, но он отказался из-за занятости. В итоге Смуглянку сыграл Сергей Подгорный, и эта роль стала самой значительной в его кинокарьере.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно