Как одна роль сделала «летчицу Зою» всенародно любимой, а слава не затмила личную жизнь.
Роль летчицы Зои Молчановой в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики» стала главной в карьере Ольги Матешко – именно благодаря ей советскую актрису запомнили и полюбили зрители. Героиня с гордой осанкой, уверенной улыбкой и трагической судьбой сразу завоевала симпатии публики. Жизнь самой Ольги тоже складывалась непросто, долгое время о ней почти ничего не было слышно – просто она шла своим, менее публичным путем.
Женский фронт
Ольга Матешко родилась в обычной рабочей семье и с детства была уверена, что станет актрисой. Уже в шесть лет она выступала на самодельной сцене: читала стихи, пела, танцевала – все ради мечты. Занималась в школьном театральном кружке, а потом с первой попытки поступила во ВГИК, в мастерскую к Ольге Пыжовой и Борису Бибикову.
Брат Анатолий, на шесть лет моложе, рос буквально под ее опекой – Ольга заменяла ему и маму, и няню, пока родители были на работе. Позже сестра поддержала Толю, когда тот провалил первую попытку поступления во ВГИК, и именно благодаря ее настойчивости он все-таки пошел по творческому пути и стал режиссером.
Уже в начале 1970-х Матешко сыграла первую заметную роль комсомолки в новелле «Сталинград – 1929 год» из «Города первой любви». Вскоре последовали и другие картины, в основном эпизоды, иногда даже без упоминания имени в титрах, как в фильмах «Севастополь» и «Право и прыжок».
Настоящий прорыв случился, когда Ольга с первой попытки прошла пробы в ленту Леонида Быкова «В бой идут одни «старики», где сыграла отважную летчицу Зою. Этот образ был вдохновлен реальной героиней – легендарной Надеждой Поповой, участницей Великой Отечественной и Героем Советского Союза.
Проверка на чувства
Своего будущего мужа, оператора Александра Итыгилова, Ольга впервые встретила в коридоре ВГИКа и, как признавалась потом, сразу почувствовала: это судьба. «Я называю это не любовью с первого взгляда, а высокой химией», – говорила актриса.
Между молодыми людьми моментально возникла близость – они не расставались, поддерживали друг друга в учебе, вместе волновались на экзаменах. Пока один сдавал зачет, другой ждал под дверью.
Впрочем, влюбленным все же пришлось на время расстаться: получив диплом, Александр уехал по распределению сначала в Минск, на студию «Беларусьфильм», а потом в Пермь. Ольге же оставалось доучиться еще два года. Все это время они поддерживали связь через письма.
После окончания ВГИКа Ольгу распределили на киностудию имени Довженко в Киеве, вскоре туда же перебрался и Александр. «Любовь, проверенная разлукой, только окрепла», – вспоминала Ольга.
Пара сыграла скромную, но душевную свадьбу. Через несколько лет у них родился сын Саша. Позже Александр-младший пошел по стопам родителей – стал кинооператором и режиссером.
Экран и дом
Семья жила хоть и небогато, но дружно. «Мы не умели ссориться. Все вопросы решали спокойно», – вспоминала Матешко. Отношения супругов не испортили ни трудности, ни обрушившаяся на актрису слава. Ведь после фильма «В бой идут одни «старики» Ольга стала настоящей любимицей публики – ее узнавали на улицах, подходили за автографами. Но Александр не ревновал жену к успеху, потому что сам был увлечен работой.
Итыгилов оказался не просто талантливым оператором, но и успешным режиссером. За участие в съемках фильма «Как закалялась сталь» он получил премию Ленинского комсомола. Позже окончил Высшие режиссерские курсы в мастерской Глеба Панфилова и снял семь фильмов, в том числе драму «Обвиняется свадьба», в которой сыграла и его супруга.
Саму Ольгу после успеха «Стариков» засыпали предложениями, но в основном не сулившими громкой славы. Так, она сыграла в «Рассказах о Кешке и его друзьях», «Пропавшей экспедиции», «Д’Артаньяне и трех мушкетерах», сериале «Рожденная революцией».
Главных ролей было немного – например, в комедии «Женщины шутят всерьез» и фильме «Обвиняется свадьба». Матешко это не тяготило: даже эпизоды она делала яркими и запоминающимися. Гораздо важнее для нее была семья: с мужем они жили спокойно и счастливо – пока не пришла беда.
После утраты
В 1986 году Итыгилов работал над фильмом «Это мы, Господи!» всего в 200 километрах от Чернобыля. Съемки шли с пиротехникой, и вместе с клубами пыли в воздух поднималась и радиация – последствия аварии на ЧАЭС, случившейся всего несколькими месяцами ранее.
Несмотря на проблемы со щитовидкой и прямые предупреждения врачей держаться подальше от чернобыльской зоны, оператор провел там полгода. Он сам попадал в кадры хроники – прямо у разрушенного реактора, «дышащего смертью», как позже говорила Матешко.
Такая преданность работе стоила Александру жизни – всего за несколько лет после облучения у него развилась саркома легких. Итыгилов умер в июне 1990-го – ему было всего 45. Их с Ольгой сыну на тот момент не исполнилось и 16.
После смерти мужа и распада СССР актерская карьера Матешко почти сошла на нет – актрисе предлагали в основном эпизоды, а серьезных ролей больше не было. В 1994 году она поехала в США в составе творческой делегации и решила остаться.
В Нью-Йорке Ольга устроилась преподавать, позже работала звукооператором. Сын Александр через некоторое время тоже переехал к матери за океан, где начал снимать рекламные ролики.
По словам Ольги Николаевны, у нее сейчас есть любимый мужчина, но подробности своей личной жизни она не хочет рассказывать. «Не приемлю стиль современности, когда нужно обязательно показывать что-то из своей кухни, спальни, коридора», – признается актриса.
Настоящая героиня
Прообразом героини Зои Молчановой из фильма «В бой идут одни «старики» стала реальная летчица – майор авиации Надежда Попова. Она служила в женском полку ночных бомбардировщиков и была заместителем командира эскадрильи.
В отличие от экранной героини Попова дошла до Берлина и после войны еще семь лет служила в авиации. Она вышла замуж за своего коллегу Семена Харламова, который позже дослужился до генерал-полковника и стал главным консультантом фильма Леонида Быкова.
Оба супруга были Героями Советского Союза. А знаменитая сцена из «Стариков», где мужчины удивляются, что у женщин-летчиц орденов больше, чем у них, была позаимствована из воспоминаний самой Надежды Поповой.
«Меня пригласили на пробы, утвердили практически сразу. Играли сцену прилета – когда все поют, а мы, девчата, слушаем. Позже, в картине, она стала больше и лучше... Леонид Быков был замечательный человек – настоящий мастер своего дела, ненавязчивый, некрикливый. Актерский режиссер, понимающий каждого. С ним было просто замечательно. Потому и снимали зачастую всего с двух дублей», – вспоминала Ольга о съемках.
Даже эпизод, в котором героини Матешко и Симоновой под песню «Утомленное солнце» танцуют танго с мужчинами из «поющей эскадрильи», репетировался под руководством Быкова. Ольга Николаевна называла режиссера своим первым и единственным учителем танцев.
Интересно, что роль младшего лейтенанта Виктора Щедронова по прозвищу Смуглянка изначально предназначалась младшему брату Ольги, Анатолию Матешко, но он отказался из-за занятости. В итоге Смуглянку сыграл Сергей Подгорный, и эта роль стала самой значительной в его кинокарьере.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть