Советские артисты, в принципе, относились к категории «выездных» — они могли ездить за границу, выступать там и получать даже какие-то выплаты в твердой валюте. В страны соцблока и в капиталистические страны ездили артисты оперы и балета, эстрады и цирка, коллективы, развивавшие народное творчество, а потом туда стали выпускать и музыкантов — например, у «Песняров» был достаточно успешный тур по США, который продолжался около двух месяцев.
Такие поездки хоть и давали хорошую прибавку к зарплате (в рублях, иногда — инвалютных), но заставляли артистов идти на серьезные ухищрения, чтобы экономить скудные суточные. Так, Майя Плисецкая в своей книге вспоминала, что на гастролях кордебалету в день платили по 5 долларов — и всё. Поэтому почти все везли с собой различные консервы и концентраты, придумывали различные хитрости, чтобы приготовить еду в номере, а также почти «под ноль» выносили шведские столы.
А некоторые артисты уезжали насовсем в «мир изобилия». Иногда — со скандалом международного уровня, иногда — спокойно. Правда, устроиться на Западе удавалось далеко не всем — так, балетный танцовщик Рудольф Нуреев нашел себе место во французских балетных труппах, а вот актерам Олегу Видову или Савелию Крамарову приходилось в США играть только русских, поскольку для исполнения ролей, например, американцев их уровня английского языка было недостаточно. Примерно те же трудности ждали и певцов-эмигрантов — кто-то из них устраивал свою жизнь в населенном русскоязычными мигрантами Брайтон-Бич, а вот американская аудитория вне контекста большой страны ими не интересовалась.
Лариса Мондрус
Популярная в 1960-е певица выросла в Риге, там же окончила музыкальное училище и начала карьеру на эстраде. Позже перебралась в Москву, работала в мюзик-холле, с которым выезжала на зарубежные гастроли. Всесоюзную популярность Мондрус принесли съемки в «Голубых огоньках» (тогда они выходили не только на Новый год) — она выступала в них и сольно, и с известными певцами, среди которых были Полад Бюльбюль оглы и Муслим Магомаев. Именно в исполнении Мондрус звучит песня «Проснись и пой» в фильме «Джентльмены удачи» — и это было одним из её последних появлений перед советской публикой.
Относительно причин отъезда певицы версий несколько — считается, что её «зажимало» сначала руководство Москонцерта, а потом она чем-то не приглянулась возглавившему Гостелерадио СССР Сергею Лапину. Певицу лишали концертов, не выпускали на зарубежные гастроли даже в социалистические страны, не издавали её пластинки. В итоге в 1973 году Мондрус вместе с мужем, дирижёром Эгилом Шварцем, который был чем-то вроде её продюсера, уехала в ФРГ и поселилась в Мюнхене. Она продолжила выступать под сценическим псевдонимом Larissa, у неё был контракт с именитой звукозаписывающей компанией Polydor, записывалась она на немецком языке и выпустила несколько альбомов. Музыкальную карьеру Лариса Мондрус завершила в 1984-м, после рождения сына, но к началу нулевых вернулась на сцену, несколько раз приезжала в Россию и выпустила сборники своих старых хитов.
Любовь Успенская
Из СССР Успенская уезжала совсем не звездой эстрады. Она родилась в Киеве в 1954 году, окончила там же музыкальное училище и с 16 лет пела по ресторанам разных городов. Эмигрировала певица в 1977-м, поселилась в Нью-Йорке, где продолжила «ресторанную» карьеру — но на Брайтон-Бич; сотрудничала с ещё одним эмигрантом Вилли Токаревым, в 1985-м выпустила дебютный альбом, а в 1993-м вернулась в Россию, где быстро стала популярной после выхода клипа на песню «Кабриолет». Сейчас на её счету более десяти альбомов, участие в различных музыкальных фестивалях и статус признанной звезды российского шансона.
Нина Бродская
Бродскую сложно назвать певицей первого ряда, но она была заметным явлением на советской эстраде. Выступала на сцене с середины 1960-х, была лауреатом зарубежных конкурсов, много гастролировала, а её голос был знаком всем кинозрителям. Именно эта певица спела песню «Звенит январская вьюга» для комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» и задорную «Бу-ра-ти-но!» в «Приключениях Буратино». Считается, что Бродская уехала из СССР из-за почти полного запрета на появление на ТВ. В США они с мужем уехали в 1979-м, там она смогла выпустить пару альбомов, но звездой в Америке не стала. С 1990-х периодически приезжала в Россию для участия в фестивалях и записи новых песен.
Аида Ведищева
Эту певицу в СССР знали очень хорошо, но в последние годы перед эмиграцией (она уехала в 1980-м) — только по голосу. Именно Ведищева пела такие кинохиты, как «Песенка о медведях» из «Кавказской пленницы» («Трутся спиной медведи...»), танго «Помоги мне» в «Бриллиантовой руке», «Лесной олень» из фильма «Ох уж эта Настя!» Кроме того, голос Ведищевой звучал и в популярных мультиках — в песнях «Колыбельная медведицы» и «Чунга-чанга».
И её карьера, которая началась в 1960-е, поначалу складывалась удачно — выступления по всей стране, альбомы, поездка на фестиваль в польский Сопот. Позже певица рассказывала, что именно на этом фестивале ей в личное дело поставили большой жирный минус — она вышла на сцену, несмотря на запрет из Москвы; в том году фестиваль совпал по времени с вводом войск Варшавского договора в Прагу, и советские власти опасались, что певица из СССР будет освистана. С тех пор Ведищеву всё реже и реже приглашали на различные телепередачи, она мало выступала — и в конце концов решила попробовать начать новую жизнь. В США она продолжила музыкальную карьеру — взяла псевдоним Amazing Aida, пела композиции из популярных мюзиклов и узнаваемые русские и цыганские романсы, сама начала писать песни. Как и другие эмигранты, с 1990-х регулярно возвращалась в Россию, чтобы выступить перед своими поклонниками.
Вероника Круглова
Эта певица ярко блеснула в начале 1960-х, когда она стала первой исполнительницей таких хитов, как «Ничего не вижу» и «Топ-топ, топает малыш». Но потом из-за проблем в личной жизни в её карьере наступил серьезный спад. Вторым мужем певицы был Иосиф Кобзон, трехлетний брак с которым она пережила очень плохо, а затем её мужем стал другой именитый певец того времени — Вадим Мулерман. Однако в начале 1970-х Мулермана почти отстранили от телеэфира, ему перестали давать новые песни — и этот запрет коснулся и его жены.
Впрочем, Круглова тогда не сдалась, она продолжала выступать и иногда попадала на телевидение. И лишь во второй половине 80-х ушла со сцены. Из СССР она уехала перед самым распадом страны — в 1991-м, причем американскую визу ей сделал Мулерман, с которым они развелись за несколько лет до этого. В Америке Круглова петь не стала, вышла замуж в четвертый раз за ещё одного советского мигранта и стала домохозяйкой.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть