10 июня 1941 года в Казани у 55-летнего профессора медицины, автора множества научных работ по стоматологии Соломона Вайса родилась дочь Ида. Но, если сегодня назвать имя Иды Соломоновны Вайс, лишь немногие поймут, о ком речь.
Советские люди знали эту женщину как Аиду Ведищеву. Ценили и любили ее творчество. Певиц с таким голосом даже в огромном СССР было не так много. А композиции в исполнении Ведищевой часто становились хитами: «Песенка о медведях» («Где-то на белом свете…» из фильма «Кавказская пленница»), «Помоги мне» (из комедии «Бриллиантовая рука»), «Лесной олень», «Все равно ты будешь мой», «Чунга-чанга»… Добрая сотня песен за каких-то полтора десятка лет. Казалось, у нее было все: успех и слава, любовь зрителей и признание коллег… Но в 39 лет певица с мамой и сыном неожиданно для многих эмигрирует.
Не угодила национальностью
Для самой Ведищевой решение было выстраданным и осознанным. Да, ее любили композиторы, поэты, режиссеры, дававшие работу. Ее обожали поклонники советской эстрадной песни. Однако многое в те годы определяли начальники от телевидения и культуры. Где-то там, наверху, решалось, кому и что петь, в чем выходить на сцену, как себя вести на родине и тем более — за ее пределами.
Аида не угодила уже тем, что по папе была еврейкой. В компанию к ней записали Вадима Мулермана, Майю Кристалинскую, Нину Бродскую, Эмиля Горовца, Ларису Мондрус. Даром что на отечественной эстраде были и другие исполнители той же национальности. Однако власти предержащие особой нелюбовью воспылали к этим талантливым артистам. Всем, кроме Кристалинской, пришлось покинуть родную страну. Она же в последние 10 лет выступала в сельских клубах и районных ДК. И ушла в 53…
Убрали из эфира, размагнитили записи
В вину Ведищевой вменяли и вульгарность «Песенки о медведях» и композиции «Помоги мне», хотя Аида — всего лишь исполнительница, а есть еще замечательные авторы: Зацепин, Дербенев и режиссер фильмов Гайдай. Вменяли и то, что на фестивале в Сопоте она ослушалась Фурцеву, дававшую указания из Москвы, и все-таки выступила. Да не с одной песней, а с несколькими. В тот момент советские войска как раз вошли в Прагу…
Певица считает, что именно тогда ее внесли в «черный список». Фамилия Ведищевой стала исчезать из титров фильмов, артистку все реже приглашали на концерты, не дали исполнить «Лесного оленя» на «Песне года», заменив Большим детским хором ВР и ЦТ под руководством Виктора Попова, хотя пластинки с ее песнями расходились миллионными тиражами.
В конце концов Ведищева практически исчезла из радио- и телеэфиров. Говорят, даже был негласный указ Минкульта размагнитить и уничтожить все записи с выступлениями певицы. К счастью, у нее была собственная фонотека…
В 39 лет начала все с нуля
В памятный 1980-й, когда Америка и другие страны бойкотировали московскую Олимпиаду, Аида Ведищева решается на эмиграцию в… США. До нее уже уехали Горовец, Мондрус, Бродская…
Адаптация прошла без особых проблем. У Аиды были артистический талант, шикарный голос и хорошее знание английского (спасибо интеллигентным родителям-врачам!). Может, она и боялась уезжать в неизвестность и начинать в 39 лет все с нуля, но оставаться было страшнее.
Как сложилась бы дальше ее карьера в Союзе?.. А в США Ведищева уже через два года выступила с сольной программой в Карнеги-холле и — одна из немногих советских эмигрантов — смогла завоевать Америку. Она писала музыку к бродвейским мюзиклам, исполняла русские и цыганские романсы, еврейские песни. Не забывала и советские хиты, которые когда-то сделали ее известной на родине. Позже, переехав из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, Аида Ведищева создала театр и телешоу.
Когда муж — настоящий друг
Насыщенной, яркой была и личная жизнь певицы. Первый раз под венец Аида отправилась в 20 лет, всем поклонникам предпочтя акробата Вячеслава Ведищева. Он подарил ей фамилию, более удобную для сцены, чем Вайс, познакомил с Олегом Лундстремом, помог устроиться в Москонцерт, дал возможность познать радость материнства (сын Владимир стал музыкантом и бизнесменом).
Однако совместная жизнь была недолгой. Вскоре, придя в ансамбль «Мелотон», Аида влюбилась в его руководителя Бориса Дверника и поставила второй штамп в паспорте. Но и этот брак оказался коротким. «45 — баба ягодка опять». В третий раз Аида вышла замуж за польского миллионера Джея Маркаффа. Но он категорически был против того, чтобы она пела. А Ведищева не хотела сидеть в золотой клетке.
Четвертый супруг — израильский бизнесмен Наим Беджим — оказался… настоящим другом. Именно он был рядом, когда врачи обнаружили у Аиды рак. Несмотря на жесткие запреты врачей, певица решилась на операцию и химиотерапию. Наим стал ее поддержкой и опорой. Онкология отступила. Аида и Наим поженились и счастливы уже много лет.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть