«Вы звери, господа!» — эту фразу Елена Соловей произносила в фильме Никиты Михалкова «Раба любви» с таким чувством, что фраза тут же стала крылатой (сегодня бы сказали: перешла в разряд мемов), а сама Соловей после премьеры того фильма проснулась знаменитой на всю страну. 24 февраля муза Никиты Михалкова отмечает 75-летие. АиФ.ru решил вспомнить её лучшие роли.
«Драма из старинной жизни», реж. И. Авербах, 1971 г.
Эту картину очень ценят любители качественных экранизаций русской классики — драма снята по мотивам рассказа Николая Лескова «Тупейный художник», в котором главные герои — графский холоп-парикмахер Аркадий и крепостная актриса Люба — влюбляются друг в друга.
Для Соловей она стала в определённой степени судьбоносной. Так как в конце съемок этого фильма завязался вполне реальный роман самой Соловей с художником-постановщиком Юрием Пугачом, её будущим мужем. Ей было 23, ему 25. Она долго не замечала его взглядов, но во время съемок последних сцен «Драмы из старинной жизни» — стояли белые ночи с их особой атмосферой — вдруг «что-то произошло». Никаких особых ухаживаний со стороны Пугача так и не случилось, но оба вдруг поняли: «это не должно закончиться просто так». Практически сразу Соловей переедет к нему в Ленинград, в комнату в коммуналке. Через месяц забеременеет, и даже мыслей о том, что ребенок помешает карьере, у актрисы не возникло: «Я мечтала родить от любимого мужчины. Так на свет появилась наша Иришка».
Позже Соловей станет актрисой «Ленфильма» и Академического театра им. Ленсовета. Кстати, идея об эмиграции в США принадлежит именно супругу Елены Соловей. В августе 1991 года они эмигрировала всей семьёй в Америку и поселились в пригороде Нью-Йорка, где Соловей и живет до сих пор (в 2019 году её муж умер) Она преподаёт актёрское мастерство, работает на русском радио в Нью-Джерси, была ведущей авторской передачи «Кулисы». Создала детскую творческую студию «Этюд» для детей из русскоязычных семей. Правда, по признанию Елены Яковлевны в одном из интервью, «она до сих чувствует себя чужой в Америке».
«Раба любви», реж. Н. Михалков, 1975 г.
Гражданская война. 1918 год. Юг России пока еще принадлежит белогвардейцам. Там заканчивают съемки мелодрамы «Раба любви» с участием звезды немого кино Ольги Вознесенской, прототипом которой была Вера Холодная. В основу мелодрамы положена история её любви: в 17 лет Вера вышла замуж за красавца, модника, известного автогонщика Владимира Холодного.
Соловей говорила потом в интервью: глядя на свою героиню в «Рабе любви» на экране, она никак не ассоциировала себя с этой женщиной: «Она какая-то неземная. Я не такая. Я простая провинциальная по духу девушка, которую волнует по-настоящему только то, что происходит в семье».
На съемки «Рабы любви» Соловей приехала, к слову, всем семейством. Елена Яковлевна рассказывала, что Никита Михалков пригласил на пробы многих актрис, но остановил свой выбор на ней. А Соловей тогда ответила: «Замечательно, только я не могу ехать на два месяца в Одессу и оставлять дочку, ей всего лишь три года». — «Берите с собой, можете и мужа взять».
Елена с мужем и маленькой Иришкой отправились на Черное море. Их поселили в гостинице для цирковых артистов, «где по номеру бегали тараканы. Зато имелось большое преимущество — кухонька». В перерывах между съемками Соловей бежала на ближайший рынок и покупала свежие продукты, чтобы накормить любимого мужа и дочку.
Что же касается самого фильма, Соловей говорила, что они с Михалковым долго спорили относительно её Ольги в «Рабе любви». Лишь отсняв ленту практически наполовину, актриса и режиссёр пришли к общему знаменателю.
На момент окончания съемок «Рабы любви» Соловей уже была беременна сыном. Актриса рассказывала в интервью: когда Михалков сказал, что «будут досъемки», она ему ответила: «Только вы поторопитесь, Никита Сергеевич, а то у меня пузо растет». Михалков был в шоке — он хотел пригласить Соловей в следующий свой фильм. «Ты с ума сошла?! — кипятился он. Только начала работать, должна отнестись к карьере серьезно». — «Артистки с грудными детьми тоже снимаются», — спокойно возразила тогда Соловей.
«Неоконченная пьеса для механического пианино», реж. Н. Михалков, 1977 г.
В усадьбе генеральской вдовы собираются гости. Её пасынок Серж (Юрий Богатырёв) знакомит публику со своей женой Софьей (Соловей). Школьный учитель Михаил Васильевич Платонов (Александр Калягин) узнаёт в ней свою прежнюю возлюбленную.
Изначально Соловей отказалась от роли Софьи — она только родила сына, пополнела, «грудь распирало от молока». Михалков обиделся и пригласил другую актрису. Но на плошадке то и дело называл эту актрису Леной. В роли Софии Михалков всё равно видел одну лишь Соловей. Артистка не выдержала этих оговорок режиссёра и отказалась играть. Вскоре на пороге квартиры перед молодой кормящей матерью Соловей появился помощник режиссера с посланием: «Михалков говорит, без вашего согласия мне не возвращаться». В письме режиссер сообщал, что предлагает взять на съемки детей, маму, мужа, собаку — кого угодно, всем будут созданы идеальные условия. Лишь бы она согласилась работать.
Так артистка Соловей снова поехала на съемки всей семьей. С маленьким Пашей сидела ее мама, пока Елена уходила в кадр. Правда, каждые три часа съемки всё равно приходилось приостанавливать: прибывало молоко и из-за этого у актрисы намокало платье. Михалков раздражался, что съемочный процесс нарушается: «Мои дети выросли на финском молоке. В чем проблема перевести ребенка на искусственное питание?» — «Нет, мои дети будут расти на грудном молоке».
Несмотря на трудности, Соловей называет период работы над «Неоконченной пьесой» одним из самых интересных в ее жизни. Во-первых, еще никогда на съемках о ней так не заботились. Во-вторых, персонаж необычный. Ее героиня Софья — тоже актриса, как и в «Рабе любви», но на этот раз несостоявшаяся. По словам Елены Яковлевны, перед съемками «Неоконченной пьесы» она пересмотрела «Рабу любви» и сказала Михалкову: «При всей иллюзорности этой героини вам удалось создать реальную женщину на экране». Режиссер ответил ей, что теперь нужно сыграть всё наоборот — её Софья в «Неоконченнрй пьесе для механического пианино» при всей своей приземлённости и актерской бездарности хочет казаться неземной, но на деле она лишь раздражает окружающих жеманством и манерностью.
В- третьих, как говорила Соловей, картина «Неоконченная пьеса для механического пианино» интересна для нее ещё и тем, что снята по раннему Чехову, которого никогда не ставили: в 18 лет он написал 11 самодельных тетрадей. В этой пьесе без названия он будто подслушал интимные разговоры взрослых и вложил их в уста своих персонажей.
«Несколько дней из жизни И. И. Обломова», реж. Н. Михалков, 1979 г.
Героиня Соловей — красавица Ольга Ильинская, девушка из благородной семьи, в которую влюбляется владелец небольшого имения Илья Ильич Обломов (Олег Табаков).
Утонченная Ольга в исполнении Соловей и нерешительный Обломов, блестяще исполненный Табаковым, составили потрясающий дуэт. Правда, по признанию Соловей, это вовсе не заслуга актеров этого фильма — «просто Михалков умел создать нужную атмосферу». Как вспоминала актриса в интервью, она никогда не была уверенной в своих силах артисткой. А тут им с Табаковым нужно было сыграть «достаточно откровенную сцену» объяснения в любви, которую они даже не репетировали. Вся в холодном поту от волнения, Соловей села на лавочку рядом с Табаковым, камера направлена прямо на нее, внизу на корточках сидит Михалков. «Я думала, умру от стыда — я не знала, как играть, и режиссер сейчас увидит мою бездарность. Но Никита сказал тихонечко: “Начали, мои хорошие”. И меня сразу отпустило, будто подменили меня. Я сразу поняла, как надо себя вести в этой сцене. Михалков — удивительный режиссер. Он всегда создает такую атмосферу любви в своем фильме, что тебе с ним ничего не страшно».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть