В минувшие выходные на 89‑м году скончалась народная артистка РСФСР Зинаида Кириенко, прославившаяся по экранизациям Михаила Шолохова «Тихий Дон» и «Судьба человека», картинам «Сорока-воровка», «Казаки» и др.
О любимой актрисе рассказала её коллега, народная артистка РФ Наталья Гвоздикова.
«Быстро забывала плохое»
– Когда по ТВ показывают «Тихий Дон» Герасимова, где Зинаида Кириенко сыграла Наталью, я всё бросаю и сажусь смотреть. Потому что это шедевр. И не понимаю, зачем другие режиссёры пытаются переснять это кино, – ведь ни этих актрис, ни этого режиссёра не переплюнешь. Для Зинаиды Михайловны роль Натальи была очень значима. Когда они собирались вместе – Зинаида Кириенко, Элина Быстрицкая, Людмила Хитяева, – всегда вспоминали этот фильм.
«Герасимов – режиссёр-психолог, знал, кому взбучку устроить, а с кем по душам поговорить, – рассказывала сама Кириенко в интервью «АиФ». – Когда в «Тихом Доне» снимали сватовство Натальи, у Даниила Ильченко, игравшего Пантелея, никак не получалось хромать так, как хотел Герасимов. Поэтому снимали аж 19 дублей. Мне надо было приготовить очень тяжёлую сцену проклятия моего мужа Григория Мелехова. А за пару дней до этого я сдуру высветлила волосы. Повязала косыночку – ведь нас держали в институте в чёрном теле, завивку-перманент сделать – боже сохрани! На репетиции у меня слёзы брызнули, срывающимся голосом я прокричала проклятия и упала на стол. Поднимаю голову и вижу: платок с волос сполз. Герасимов: «Все свободны. А ты останься». Вот он мне выдал! Я от обиды как взорвалась: «Не нужны мне ваш ВГИК и ваша Москва, и ваш Шолохов, и ваш «Тихий Дон»!» И упала в истерике на стол. И тут он погладил меня по голове: «Да успокойся, будешь играть. Молодец. Но голову приведи в порядок». Больше никогда на меня не повышал голоса. И сцену не заставил больше репетировать. «Проклятие Григория» сняли с одного дубля. Да и всю судьбу Натальи я вообще очень эмоционально воспринимала».
– Как-то мы поехали в Китай с кинематографистами, – продолжает Наталья Гвоздикова. – Я была с Женей, а Кириенко – с мужем Валерой. Он для Зинаиды Михайловны был поддержкой и опорой. Хотя некоторые и пытались её как-то задеть, ущипнуть: «Вот, ты работаешь, а муж твой нет». Он был моложе её на 10 лет – этой разницей в возрасте Кириенко тоже попрекали порой. Но Кириенко эти уколы мало беспокоили, она знала главное: Валера обеспечивал ей крепкий тыл. Зинаида Михайловна ездила на гастроли, снималась в кино, а на него ложилась обязанность вести дом, заниматься детьми. Это их личная жизнь, и никто не имеет права совать туда нос. Утопить-то человека дурным словом легче всего, гораздо труднее понять его.
Валера трагически ушёл из жизни. Тромб. По-моему, это случилось на даче. Кириенко не могла об этом говорить – слишком тяжело, и я её понимаю. Он был такой крепкий, высокий. Под стать ей. Да и сама Зинаида Михайловна... Неужели кто-нибудь предполагал, что раз – и её не будет? Она всегда была бодрой, активной. Никогда не говорила о болячках. В любое время суток при параде – макияж, наряды. Говорила: «Зритель не должен меня видеть в неприбранном виде. Это неуважение к профессии». Любила драгоценности, украшения с крупными камнями. Однажды ей кто-то подарил корону. И она приходила в Детектив-клуб (мы обе были его членами) на дни рождения, юбилеи в этой короне. А мы над ней дружески подтрунивали: «Ой, ой, в короне Зинаида Михайловна!» Впрочем, она всегда выглядела по-царски и, кстати, с возрастом становилась всё красивее.
По признанию самой Кириенко, секрет её красоты был прост – она никому не завидовала, относилась к людям с добром. А умывалась всю жизнь детским мылом и пользовалась детским кремом.
– Несколько лет тому назад Зинаида Михайловна сломала ногу, восстанавливалась тяжело, ходила с палочкой, – рассказывает Гвоздикова. – Но перед выходом на сцену собирала силу воли, палочку ставила к стене и через боль, через не могу лёгкой походкой выходила к зрителям. А после возвращалась за кулисы и волновалась: «Ну что, не видно было, что я прихрамываю?» Ей важно было появиться перед любимой публикой в достойном виде, подарить им радость и надежду. После концертов её окружали поклонники, она всегда смотрела им в глаза, была открыта. Мы ведь воспитаны по-другому, и это в нас не уничтожить – если люди идут к тебе сказать «спасибо!» или просто рядом постоять, не отталкивай их, отнесись внимательно.
«Её преступно мало снимали»
– Зинаида Михайловна любила разговоры о семье, детях, даче. Говорила, как они с Валерой обожают землю, с удовольствием рассказывала, что у неё там посажено, какие яблоки потрясающие. Но говорили мы и о больном – безоблачной её жизнь не была. В последние годы её преступно мало снимали. Зинаида Михайловна вздыхала: чем старше становишься, тем меньше предлагают ролей. А ещё её очень тревожило происходящее в стране, что с развалом Советского Союза всё скатилось в какую-то желтизну.
Отдушиной для неё стала картина «Любить по-русски» Евгения Матвеева, которого она очень уважала, где Кириенко снималась вместе с моим мужем Евгением Жариковым. Изначально её роль была написана для мужчины. Но Матвеев переделал сценарий на Зинаиду Михайловну. Понимал, какая она актриса: любую роль сделает на отлично.
В ту роль Кириенко добавила немного личной истории и личной боли. Её героиню-прокурора зовут Зинаида Георгиевна Широкова. Это была идея самой актрисы – ей хотелось, чтобы хотя бы в кинематографе прозвучали её настоящие отчество и фамилия. Её отца-белогвардейца звали Георгий Широков, он был репрессирован, и мать во избежание проблем дала дочери фамилию второго мужа, отчима девочки – Михаила Кириенко.
– Слава богу, в нашей актёрской жизни есть фестивали, концерты, творческие встречи. Работать мы все умеем – спасибо нашим педагогам! – говорит Наталья Гвоздикова. – Кириенко с удовольствием пела, читала стихи. И всегда были такие аплодисменты! Вроде она уже и не снималась, а зрители её по-прежнему обожали. Ведь по телевизору до сих пор показывают фильмы с её участием. И, надеюсь, будут показывать.
Как-то на юбилее ВГИКа мы сидели вместе и вспоминали наших педагогов – Сергея Герасимова и Тамару Макарову. Зинаида Кириенко, Людмила Гурченко, Николай Губенко, Серёжа Никоненко, Лариса Лужина, Лариса Удовиченко – мы же все герасимовцы, хоть и представители разных актёрских поколений. Но на этих людях держался и держится не только кинематограф, но и культура в нашей стране.
Лучшие роли Зинаиды Кириенко











Лучшие роли Зинаиды Кириенко











Андрей Кончаловский: страшнее не идеологические споры, а безразличие
«Не умела целоваться». Как Татьяна Иваницкая получила роль Тани Щукиной
«Тени исчезают в полдень»: судьба актеров, сыгравших Захара и Пистимею
«Ему просто не давали дышать». Почему Виктор Проскурин сгорел до срока
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть