21 июня, в день, когда исполнилось бы 60 лет Виктору Цою, возрожденная три года назад группа «Кино» даст большой концерт на родине лидера коллектива в Санкт-Петербурге. 2 июля состоится большой концерт в Москве. На концертах голос Виктора Цоя звучит в записи, а все инструментальные партии музыканты играют вживую.
О концертах в 80-е годы за рубежом, выбивании дверей поклонниками, актуальности песен Цоя, хитростях записи «Чёрного альбома» и о том, почему не говорили о «Кино» все эти годы, в интервью Аиф.ру рассказали гитарист и композитор Георгий Каспарян, бас-гитарист раннего состава Александр Титов и басист Игорь Тихомиров.
Владимир Полупанов, АиФ: — Игорь, когда вы работали в группе ДДТ звукорежиссёром, я несколько раз пытался с вами поговорить о Цое и «Кино», но вы всячески уходили от этого разговора. Почему?
Игорь Тихомиров: — Я занимался в ДДТ звукорежиссурой и, честно говоря, думал о совершенно других проблемах. Но ситуация сложилась так, что пришли друзья и сделали мне предложение (возродить «Кино» и отправиться в гастрольный тур. — Ред.), от которого я не смог отказаться.
Георгий Каспарян: — Когда я занимался своими проектами, играл с Бутусовым в группе «Ю-Питер», у меня тоже было правило: никаких вопросов про «Кино».
— Остался ли неизвестный для широкой публики материал?
Г. К.: — Когда я играл в «Ю-Питере», мы где-то раздобыли текст «Дети минут», который так и не дошёл до реализации в группе «Кино». Со Славой Бутусовым мы совместно написали музыку. У Цоя был только текст. Хотя, когда Александр Липницкий был жив, он рассказывал, что Витя ему эту песню наигрывал на гитаре. И у нас со Славой, по его словам, получилось очень близко к тому, что исполнял Цой. Осталась песня «Вопрос», которая не вошла в альбом «Звезда по имени Солнце». Ещё мы сделали заново «Сосны на морском берегу» и уже исполняли её на майских концертах в 2021 году.
Есть ещё песня «Атаман», которую мы, правда, не исполняем на концертах по техническим причинам. Виктор записал дома набросок этой песни на «магнитофон-мыльницу». Гитара у него была более низкого строя. И когда мы реставрировали эту запись, опустили до ми-бемоль. В общем, на концерте нужно держать ещё 4 инструмента, настроенных специально, это не очень удобно.
Так что песен, которые совсем неизвестны, не осталось вообще. Недавно была выложена в Сеть аудио-запись нашего концерта 1989 г. в неформальном местечке «Христиания» в Копенгагене на фестивале «Next Stop Sovjet», где собирались средства в помощь пострадавшим от землетрясения в Армении. Там было около 4 тысяч зрителей. Кстати, вспомнил сейчас, что у нас было запланировано выступление в Италии, где концерт, по сути, не состоялся. Мы выступали в Риме в лагере для вынужденных переселенцев из Советского Союза. После крупных площадок и стадионов Витя не очень хотел играть перед кучкой эмигрантов. Говорил: «Не хочу, всё это не так...». И как будто небеса услышали его — налетел ураган и унёс сцену с инструментами на глазах у изумленных зрителей.
— Сколько всего песен Цоя сегодня в репертуаре «Кино»?
Г. К.: — Около 40. И в работе ещё несколько.
— У вас самих какие впечатления от того, что спустя десятилетия вы снова выходите на сцену в составе легендарной группы?
Александр Титов: — Колоссальные впечатления! Я много лет играю, но таких чувств давно не испытывал.
И. Т.: — Я обсуждал это со своими друзьями из ДДТ. И сказал, что всему виной моё природное нахальство, которое проявилось ещё в школе. Мое первое выступление состоялось классе в 5, наверно. Перед первым выходом на сцену я был в оцепенении и ужасе. А потом понял — вокруг же все свои, чего я трясусь. И сегодня, когда выхожу на сцену в составе «Кино», понимаю, что вокруг тоже все свои.
А. Т.: — В начале концерта выходит Игорь, а мне нужно ждать целых 8 песен. В это время я за сценой томлюсь. Поэтому мне сложнее. Момент, когда они играют, а я за кулисами, для меня кошмарный. Никак не могу к этому привыкнуть.
— Игорь, а как вас Юрий Шевчук отпустил?
И. Т.: — Юра, конечно, очень ревностно относился к моему уходу. Но это же было не так, что я сказал и ушёл. Я уходил из ДДТ в течение двух лет. Искал варианты замены себе, готовил ребят музыкантов. В общем, мы остались хорошими друзьями.
— Вам пришлось всё заново вспоминать?
И. Т.: — Не то слово. Я потратил года два на упорные занятия инструментом, по 3-4 часа в день. Я ведь, когда работал звукорежиссером, не прикасался к бас-гитаре вообще. Работы в ДДТ было такое количество, что было не до этого. Времени не было. И задачи такой не стояло. И, вообще, что это за звукорежиссер, который садится в угол и начинает что-то брякать на басу? Это несколько непрофессионально.
— Сын Виктора Александр Цой органично вписался в ваш коллектив?
И. Т.: — Если бы не он, думаю, этот проект не возник бы никогда. Он наш реальный продюсер, который всё знает и умеет.
— В нём угадываются черты Виктора Цоя?
А. Т.: — Конечно. Он очень много взял от матери Марьяны. От неё у него есть внутренняя твёрдость. А от Виктора —артистизм, потрясающее чувство слова, вкуса и стиля.
— Что есть такого в песнях Цоя, что делает их актуальными?
И. Т.: — Любовь, которая передается спустя годы. Экран, который висит позади нас на сцене, мог бы быть холодным. А от него идёт тепло.
А. Т.: — Я не знаю точного ответа. Честно говоря, никто из нас не ожидал такого долголетия. Но эти песни живут. Они превратились в бессмертное наследие. На них выросло несколько поколений, которые в раннем возрасте к этим песням обратились. Я замечаю, что все эти люди одного мировоззрения и воспитания. Спустя время для меня выстреливает то одна, то другая фраза из песен Вити. Часто это происходит в предрассветные часы. С одной стороны, эти песни универсальны, с другой, думаю, что трагедия, которая случилась с Виктором, подпитывает этот материал.
— Почему вы играете мало песен из «Черного альбома», который был выпущен после смерти Цоя?
И. Т.: — Мы до них просто ещё не добрались. Он записывался в тяжелейших психоэмоциональных условиях после гибели Виктора. Наше состояние было близко к психозу. Постоянно были мысли о случившемся. Не могу даже описать всё, что мы тогда испытывали.
Г. К.: — Это великолепный альбом! У нас есть в программе песня «Скоро кончится лето», и ещё несколько песен присутствуют. Если смотреть на развитие звукозаписи, то по нему видно, как улучшилось качество. Появились хорошо оборудованные студии. Уже можно было работать с материалом. И опыта у нас было гораздо больше.
И.Т.: — У нас была портативная студия, на которой мы записывали все альбомы, начиная с «Группы крови». Делали на ней вчерне наброски, а потом на студиях большего калибра делали чистовую работу. «Черный альбом» создавался таким образом — Витя с Георгием в Риге подготовили материал. В какой-то момент Георгий попросил: «Витя, спой не “рыбу”, а близко к оригиналу, чтобы мы могли с этим материалом плотнее работать». И Витя напел почти все треки. И эта запись его голоса в результате оказалась на ленте. Тогда не было возможности цифровой записи. Так что нам пришлось применять «изящные методы», чтобы синхронизировать голос и музыку. Мы записывали инструментальные партии на студии «Видеофильм», а во Франции уже сводили альбом.
— И альбом «Последний герой» вы записывали Франции?
И. Т.: — Не совсем. Мы его писали на 16-канальный магнитофон на студии Валерия Леонтьева. И потом отдали сводить во Францию тому же человеку, который работал с нами на «Черном альбоме». Поскольку мы не присутствовали на сведении, там есть моменты, с которыми мы не были согласны. Но для нас в тот момент этот альбом был проходным. Других планов было громадьё.
— Александр, а почему вы в 80-е годы ушли из «Кино»?
А. Т.: — Возникла непростая ситуация. Меня Витя пригласил в группу, когда я уже играл в «Аквариуме». Я не мог делить себя два коллектива. Поэтому из этических соображений вынужден был расстаться с «Кино». Всем мой уход дался очень тяжело, мне в первую очередь.
— Но сегодня же вам удается играть в двух этих группах одновременно.
А. Т.: — Это счастье, что сегодня я снова на том же витке спирали. Директоры наших групп созваниваются и уточняют графики. Иногда приходится буквально нестись с одного концерта на другой в один и тот же день.
— Александр, а как вы сегодня делите одну сцену с Игорем Тихомировым, ведь два басиста в одной группе — это много?
А. Т.: — Я играю ранние песни «Кино», которые, собственно, играл на начальном этапе становления группы. Более поздние — Игорь. Но есть сет, когда мы играем вместе. Мы очень аккуратно подходим к Витиным песням, не можем осовременить их или как-то интерпретировать, вклиниваться в аранжировку настолько, чтобы сильно её менять. Эти песни сложились определенным образом. И звучат уже более 30 лет. Поэтому сделали несколько вещей, которые играем вместе, не испортив их, как мне кажется. Если я даже чуть-чуть меняю свою партию, ко мне тут обращаются знатоки и говорят: «Там же не так было».
— Есть горькая усмешка в том, что когда «Кино» была на пике популярности, вы так круто не звучали.
А. Т.: — Конечно. У нас тогда была юношеская истерика. И уши у людей были более «наивные», и технически все было совсем по-другому. Слава Богу, хоть как-то звучали. Я же помню, на каких «дровах» мы тогда играли. Спасибо Андрею Тропилло, что вообще хоть что-то записал.
— Часто слышу упреки в том, что группа «Кино» сильно ориентировалась на популярные в 80-е английские группы «новой волны», в частности на Duran Duran. Было?
Г. К.: — Мы, естественно, любили эту группу. Но не могу сказать, что она была основной в списке наших фаворитов. Таких групп, на которые мы ориентировались, было штук 5 -The Smith, Spandau Ballet, The Stranglers, Duran Duran...
— Наверно, The Cure?
Г. К.: — Есть исполнители, которые были больше ориентированы на The Cure, чем мы. Есть музыкальные цитаты в паре наших песен, которые мы взяли у The Cure. А больше, собственно, и нет ничего.
— Георгий, вы недавно выложили в сеть неизвестную фотографию с концерта «Кино» 1986 года в Челябинске. И подписали, что тогда люди вынесли двери в зале.
Г. К.: — Этот концерт должен был пройти, по-моему, в университетском актовом зале. По-моему, людей запустили в зал, закрыли двери. Концерт начался, и те, кто не попал на концерт, вынесли эти двери. Таких историй у нас было много.
— Вы были звездами, но жили тогда в общаге?
Г. К.: — Если жили в общаге, значит, ещё не были звездами (смеётся).
— Какую роль сыграл Юрий Айзеншпис в истории группы «Кино»?
Г. К.: — Юрий Шмильевич сделал из нас профессиональный концертный коллектив. Мы стали ездить в большие туры с хорошей аппаратурой. Все было сделано по-взрослому. Для того времени у нас всё было на высшем уровне. Он позиционировал себя как продюсер. Но я бы назвал его очень хорошим концертным директором. Музыкальным продюсированием он, конечно же, не занимался. В рекламе мы не нуждались и музыку делали сами.
10 цитат из песен Виктора Цоя
10 цитат из песен Виктора Цоя
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть