1791

Спорт под музыку. Как спортсмены подбирают мелодии для соревнований

"Аргументы и факты" в Беларуси № 38. Законсервируйте лето 21/09/2021
«Бронзовый» призер Игр-2020 гимнастка Алина Горносько среди прочего использовала музыку из французского мюзикла «Моцарт. Рок-опера».
«Бронзовый» призер Игр-2020 гимнастка Алина Горносько среди прочего использовала музыку из французского мюзикла «Моцарт. Рок-опера». Фото из открытых источников

Художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание… Это особые виды спорта по мнению некоторых болельщиков и специалистов граничат с искусством. Здесь важны не только безошибочно выполненные элементы, но и эстетическая составляющая.

Как спортсмены подбирают музыку для соревнований и в каких случаях приходится платить авторам за ее использование – в материале «АиФ».

АКЦЕНТ НА СПОРТСМЕНЕ

Специалисты признаются: выбор подходящей музыки – это уже чуть ли не половина успеха. Даже при использовании музыкальной композиции как фона тренеры и спортсмены стараются выбрать наиболее популярную песню или мелодию.

При этом музыка не должна отвлекать от того, что происходит на площадке, и перетягивать внимание от гимнастки, фигуриста или синхронистки, «убаюкивать» зрителей и судей. Часто спортсмены предпочитают классические произведения, например, Шопена, Чайковского или Штрауса. Для юных спортсменов музыкальное сопровождение обычно выбирают из известных мультфильмов или детского кино. Эти композиции, как правило, имеют более умеренный темп, не настолько подвижны, в отличие от музыки для взрослых.

Для спортсменов, выполняющих упражнения под музыку, важна не только физическая подготовка, но также слух и знание азов музыкальной грамоты.

АВТОРСКИЕ ПРАВА

При выборе композиции для спортивного выступления стоит учитывать и авторские права на понравившуюся мелодию. В патентно-правовых спорах действуют международные соглашения, согласно которым использование музыки для спортивного номера допустимо без финансовой компенсации, в том случае если его восприятие невозможно в отрыве от музыкального сопровождения. Но выдержка из того же нормативного акта говорит, что при платном входе на соревнования правообладатель вправе потребовать до 2% дохода с продажи билетов.

Как правило, эти выплаты не учитываются: самим авторам музыки выгодна реклама через спорт. Например, режиссер фильма «Список Шиндлера» Стивен Спилберг отправил письмо с благодарностями российской фигуристке Юлии Липницкой, использовавшей на Олимпиаде-2014 в Сочи саундтрек к ленте композитора Джона Уильямса. Он оценил то, как она смогла передать трагичность образов фильма, и посчитал это вкладом в развитие культуры.

А вот канадский фигурист Кевин Рейндольдс в 2018 году был вынужден отказаться от использования в своей программе образа принца Эвана из популярной в Японии ролевой видеоигры Ni no Kuni. В качестве музыкального сопровождения он выбрал саундтрек к игре, написанный композитором Джо Хиосаши, но автор композиции запретил использовать его произведение. Примечательно, что это был первый случай в фигурном катании, когда владелец прав на трек запретил спортсмену использовать его из-за нарушения авторского права.

ЦЕНА МЕЛОДИИ

В подобную ситуацию попала и российская гимнастка Ангелина Мельникова на недавней Олимпиаде-2020 в Токио. За несколько недель до соревнований спортсменка была вынуждена поменять часть музыкальной программы в вольных упражнениях из-за поступивших требований купить права на один из фрагментов, который сочинил иностранный композитор. 30-секундное музыкальное сопровождение автор оценил в $25 тыс.

«Когда мы начинаем выбор музыки, то не смотрим, откуда она. Как и в любом виде спорта, хореограф вместе со спортсменом выбирает композицию, которая состоит из одного или нескольких музыкальных фрагментов», – отмечает хореограф Ольга БУРОВА.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно