801

Сцены с чаепитием. Как жене Кустодиева пришлось делать нелегкий выбор

"Аргументы и факты" в Беларуси № 20. Кого поддержат материально? 17/05/2022
Фрагмент картины «Купчиха за чаем».
Фрагмент картины «Купчиха за чаем». Фото из открытых источников

Знаменитые «кустодиевские красавицы», пестрые сцены провинциальных застолий и чаепитий – все эти картины знаменитого художника, ставшие шедеврами мировой живописи, кажутся настоящим символом безмятежности и «легкости бытия». В действительности же Кустодиев писал их в самое сложное время своей жизни, в годы тяжелейших испытаний, переносить которые ему помогало не только творчество, но и любовь.

«Глазастые» ситцы

Впрочем, было еще кое-что: неизменно жизнелюбивый кустодиевский нрав, который щедро выплескивался со всех полотен, создавших ему репутацию, – тех самых, что Александр Бенуа характеризовал как «ярмарку, пестрядину, «глазастые» ситцы, варварскую драку красок».

Сам же Кустодиев видел свои картины иначе – для него главным были не композиция, не цветовая палитра, а как раз темперамент: «Мне кажется, картина, какой бы сюжет она ни имела, будет сильна любовью и тем интересом, с каким художник хотел передать свое настроение. И почему обязательно сюжет - чтобы картина чему-то учила и что-то рассказывала. Разве не может быть картина только красивой?»

Полотна Кустодиева были, безусловно, не только красивыми, но и талантливыми, самобытными. Сам Илья Репин, наставник Бориса в Высшем художественном училище, его хвалил: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…»

Репин даже привлек своего лучшего ученика к работе над заказанной ему огромной картиной «Торжественное заседание Государственного совета». 27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, а сам начинающий художник под руководством Репина написал треть всего полотна.

«Что-нибудь светлое»

Летом 1900 года Кустодиев отправился в Костромскую губернию на этюды. Там он и познакомился с девушкой-сиротой Юлией Прошинской, которую вместе с сестрой взяли на воспитание престарелые сестры Грек из богатой семьи обрусевших англичан.

Юлия состояла на службе при петербургском Комитете министров машинисткой, параллельно посещала школу Общества поощрения художников, где постигала азы изобразительного искусства. А летние месяцы по-прежнему проводила у своих опекунш в имении, где состоялась ее встреча с Кустодиевым.

Перед возвращением в Петербург Борис попросил разрешения писать возлюбленной письма, и она, конечно же, позволила. Правда, переписку долгое время пришлось держать в секрете, поскольку сестры Грек весьма неодобрительно отнеслись к роману Юлии с начинающим художником: кроме неопределенных надежд на будущее, у него за душой ничего не имелось.

Кустодиеву тогда еще оставалось почти три года до окончания учебы, по отношению к которой он, к слову, не испытывал никакого пиетета. В письмах к Юлии художник признавался: «Считаем дни, когда оставишь эти коридоры, эту скучную казарму, где нет ничего живого, свежего, и вырвешься наконец на свободу, туда на простор, к земле, лесу, природе, вздохнешь свободно и станешь работать что-нибудь такое светлое, радостное, молодое и красивое».

К зиме Прошинской нужно было приступать к службе, и она, к радости Бориса, вернулась в Петербург. Встречи их возобновились, и художник окончательно завоевал сердце своей избранницы.

«Оставьте руки»

В 1903 году молодые люди обвенчались, и уже в скором времени Юлия родила супругу первенца – сына Кирилла. А Борис, окончив Академию художеств, получил золотую медаль за конкурсную работу и поощрение в виде годовой пенсионерской поездки за границу, куда он и отправился вместе с женой и малышом. Поселилась молодая семья в Париже, но художнику пришлось разъезжать по западноевропейским странам, изучать и копировать работы старых мастеров.

Вернувшись на родину, живописец стал членом-учредителем «Нового общества художников». Помимо собственного творчества, он работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» и исполнял циклы иллюстраций к классическим произведениям. Его выбрали членом когда-то ненавистной ему Академии художеств. Он стал отцом дочери Ирины и еще одного сына. И был безмерно счастлив в браке с Юлией: «Как мне скучать, когда я каждый день пишу, а вечером с Юликом моим дорогим разговариваю. Напротив, я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни - пишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят...»

Беда пришла в дом семьи в 1907 году, когда от менингита, не прожив и года, умер младший сын. А сам Борис Михайлович стал жаловаться на боли в руке и мигрень. Диагноз был неутешителен: опухоль в спинномозговом канале. В тридцать с небольшим Кустодиев стал инвалидом.

Потребовалась сложнейшая операция, продлившаяся около пяти часов, во время которой к ждавшей в коридоре Юлии вышел хирург и сообщил: «Подтверждена опухоль спинного мозга, но, чтобы добраться до нее, нужно перерезать нервные окончания. Больной без сознания, поэтому вам решать, что сохранить ему: руки или ноги?».

И та ответила: «Оставьте руки. Художник без рук жить не сможет...».

Гримаса судьбы

Полгода провел художник на больничной койке, а на категорический запрет врачей работать заявил: «Если не позволите мне писать, я умру»... Стиснув зубы и превозмогая невыносимую боль, он писал лежа.

Дома товарищи-художники соорудили для живописца специальный навесной мольберт, на котором подрамник с холстом мог передвигаться в разные стороны. А позже Юлия пересадила мужа в кресло-каталку и научила передвигаться на нем по комнате. Также она придумала приделать к креслу небольшой столик, куда можно было положить краски и другие принадлежности. Именно в это время Кустодиев написал тех самых «Купчиху за чаем» и «Русскую Венеру».

Художник прожил недолгую жизнь – скончался он в 49 лет. Его организм был донельзя ослаблен - ничтожная простуда, повлекшая за собой воспаление легких, свела Кустодиева в могилу. Он умер 26 мая 1927 года – во время работы над эскизом задуманного им триптиха «Радость труда и отдыха».

Напоследок судьба словно посмеялась над художником - за десять дней до кончины он получил извещение о том, что советское правительство разрешило ему выехать за границу на лечение и даже выделило на эту поездку деньги. А его вдова умерла в 1942 году, в дни блокады Ленинграда, от голода...

КСТАТИ

В своем творчестве Кустодиев часто обращался к образам купчих, самая известная среди этих работ - «Купчиха за чаем». Идиллическая картина написана в 1918-м, когда от прежней мещанской жизни остались одни воспоминания. Да и позировала художнику совсем не купчиха…

На самом деле его модель была настоящей аристократкой. Это Галина Владимировна Адеркас – баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в. На тот момент девушка была первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше и внушительней, чем была в действительности. Однако автор и не преследовал цели портретного сходства – это скорее собирательный образ.

О судьбе Галины Адеркас известно очень мало: по некоторым сведениям, она оставила занятия хирургией и занялась пением. В советское время пела в составе хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов. Следы ее теряются в 1930-1940-х гг. – предположительно, она вышла замуж и выступала в цирке.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно