50 лет назад вышел музыкальный фильм Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных».
Сюжет картины прост. Но вот что вспоминал Андрей Кончаловский о первом знакомстве со сценарием: «Когда я еще сидел в монтажной, доделывая «Дядю Ваню», пришел Женя Григорьев, принес сценарий «Романса о влюбленных сердцах» (так он тогда назывался), попросил совета: кто бы из режиссеров мог его поставить. К тому времени сценарий валялся на студии уже два года. Начало чтения оставило ощущение бреда. В самом прямом смысле слова. Но чем дальше я углублялся в сценарий, тем более он меня захватывал. Он заражал, я невольно проникался настроем вещи. А когда дошел до сцены смерти героя, не мог сдержать слез. Сценарий стал преследовать меня. «Дядя Ваня» уже был окончен, я уехал в Париж, но «Романс…» все не выходил из головы. Какой-то непостижимый, сказочный мир мерещился за страницами григорьевской поэмы в прозе. Страстный, неповторимый, яркий. Я уже почувствовал, что не снимать этот фильм не могу. (…) Что же такого особенного было в сценарии? Сюжет элементарен: таких любовных историй в кино были тысячи. То, о чем писал Григорьев, давно всем наскучило, чуть ли не обесценилось, стало общим местом. Язык и вовсе не кинематографический – напыщенный, в лучшем случае – высокопарный. Снимать – непонятно как. На худсовете, где обсуждался будущий фильм, все восторгались сценарием. Таланкин, Бондарчук, искренне радовались, что нашелся наконец на него режиссер, но тут же пожимали плечами: как это переносить на экран, не знал никто. И я в том числе. И все же было в григорьевском сценарии то главное, что дано лишь настоящему художнику, - мироощущение. О простых вещах он говорил с первозданной чистотой, страстью; нельзя было не поразиться таланту автора, взявшегося открывать новое в самом обыкновенном. (…) Сама любовная история вполне обыкновенна. Но дело не в ней, а в том, как сценарий говорил о любви. А смысл таков, что любовь животворяща. Мы живы до тех пор, пока несем в себе любовь. Или надежду на любовь. Иначе мы мертвы».
Роли и исполнители
Евгений Киндинов, которого эта картина сделала самым знаменитым актером в СССР, мог в «Романс…» и не попасть. Он был в числе первых, кто пробовался на главную роль – Сергея Никитина, влюбленного в Таню (Елена Коренева). Однако Кончаловский забраковал его кандидатуру, посчитав «слишком старым» (Киндинову было под 30). В итоге режиссер утвердил Владимира Конкина, но тот в это время был занят съемками в фильме «Как закалялась сталь» и попросил Кончаловского временно отложить работу над картиной. Когда же съемки завершились, то Конкин понял, что слишком вымотан и не может сразу приступить к работе. Чтобы загладить перед Кончаловским вину, он согласился сыграть младшего брата Сергея.
Пробовался на главную роль и Александр Самойлов, в итоге сыгравший второго брата Сергея. Его, даже несмотря на прекрасные вокальные данные, забраковали, сочли не соответствующим внешнему типажу. В итоге Кончаловский снова вернулся к Киндинову, но заставил того сильно похудеть к началу съемок, чтобы он хоть как-то походил на вчерашнего подростка.
С поисками актрисы было еще сложней. Никто из претенденток Кончаловского не устраивал. Ассистентки режиссера, среди которых была и мама Елены Кореневой, сбились с ног, подыскивая все новых и новых молодых актрис. Однажды коллега сказал Кончаловскому, что у его ассистентки есть две дочери подходящего возраста, и режиссер захотел их увидеть. Когда 19-летняя Елена Коренева пришла на пробы, он понял, что наконец нашел то, что искал...
Вначале не задалось…
Все песни для фильма сочинил, а также исполнил за главного героя Александр Градский. Он принял предложение о работе над картиной и стал самым молодым композитором в СССР, написавшим музыку к фильму. Но знакомство режиссера и музыканта можно даже назвать скандальным.
Якобы Кончаловский, находящийся в поисках автора музыки для своей новой киноработы, пришел в студию начинающего певца и композитора, 23-летнего Александра Градского, когда тот записывал очередную песню. История умалчивает, кому что показалось, но вроде бы случилась перепалка. Режиссер такого поворота событий явно не ожидал, ведь прежде еще никто так с ним себя не вел. Он подумал, что иметь какие-либо дела с этим «типом» не станет, и направился к выходу. Но, сделав несколько шагов, Кончаловский остановился: любопытство взяло верх. Через окошко аппаратной он стал наблюдать за музыкантом, и вдруг его настроение изменилось. Режиссер решил дождаться окончания записи и еще раз поговорить с Градским. После этого музыкант не раздумывая согласился записать песни к мелодраме! Позднее сам Кончаловский признался, что считает написанную Градским музыку секретом успеха картины.
Критики
Критики приняли «Романс о влюбленных» очень сдержанно – многие обвиняли режиссера в излишнем пафосе, низкопоклонстве и даже безвкусице. А вот у зрителей фильм пользовался невероятной популярностью – за прокатный год его посмотрели 36,5 млн человек! Многие узнавали в героях самих себя. Простая история о девушке, которая не дождалась парня из армии, рассказанная поэтическим языком и под музыку Александра Градского, на самом деле оказалась понятной и близкой широкой аудитории.
КСТАТИ
Из-за того, что сценарий фильма был написал белым стихом, его долго не разрешали снимать. Евгений Киндинов вспоминал, что это смущало и беспокоило чиновников – слишком необычно. Но когда картина вышла на экраны, ее без преувеличения посмотрели все кинозрители СССР, лента получила много наград и объехала весь мир.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть