140

Ностальгия по детству. Как Асанова сняла фильм «Не болит голова у дятла»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 11. В самом соку! 12/03/2024

В 1974 году на киностудии «Ленфильм» Динара Асанова начала работу над своей полнометражной дебютной картиной «Не болит голова у дятла».

Эта лента стала дебютом и для исполнительницы главной роли – Елены Цыплаковой. Она тогда была школьницей, связывать жизнь с кино не собиралась. Но опыт съемок у Динары Асановой изменил всё.

Также впервые в киноиндустрии СССР при съемках этой ленты использовали технологию дополнительной дозированной засветки киноплёнки для управления цветом изображения.

После выхода на экраны фильм сразу завоевал зрительскую любовь. Подростков привлек сочувственный взгляд на их проблемы, взрослые прониклись ностальгией по детству. Поэтический настрой фильма сложился из сценария Юрия Клепикова, операторской работы Дмитрия Долинина и режиссерского таланта Динары Асановой, умевшей находить общий язык с детьми.

дятел фильм
 

Уникальное чутье

Асанова обладала уникальным чутьем на непрофессиональных актеров. Она сама ходила по школам, искала на улицах детей. Познакомившись с 14-летним Сашей Жезляевым, режиссер поняла, что он идеальный кандидат на главную роль Севы Мухина по прозвищу Муха: школьник по сюжету увлечен музыкой и учится играть на ударной установке. Несмотря на то что у мальчика не было музыкального слуха, это не помешало юному таланту в кадре органично играть на ударных. После долгих тренировок и репетиций с Динарой Асановой у Саши все получилось.

А юную Лену Цыплакову, которая сыграла Иру Федорову, режиссер заприметила в гостях. Актриса рассказывала, как это произошло: «Я прихожу из школы, и отец так ехидно улыбается и говорит: «Ну, иди, к тебе Динара приехала». Я спрашиваю: «А что такое?» Мы даже не знали, что она режиссер. Она говорит: «Лена, меня запустили с первым фильмом. Хочешь попробовать?» Я ответила: «Хочу». Просто было интересно».

Цыплакова также поделилась, что на съемках дети работали без сценария и без текста: «Динара не давала сценарий нам в руки, заставляла импровизировать. Мы, в принципе, и так историю знали, потому что был сценарий прочитан. А дальше она пыталась нас приводить через какие-то импровизации к тому, что происходило. Конечно, некоторые вещи менялись, но сюжет оставался».

дятел фильм
 

Трагические судьбы

После премьеры юные артисты стали знамениты на всю страну. Но, к сожалению, у некоторых из них судьбы сложились трагически. Жизнь Александра Жезляева оборвалась на 33-м году: он утонул, провалившись под лед на озере Осиновском возле поселка Сосново под Санкт-Петербургом, 23 декабря 1991 года. Через двенадцать лет в этом же озере утонул юный артист Владимир Гарин, сыгравший в «Возвращении» Андрея Звягинцева.

Трудный подросток, обычный дворовый пацан Саша Богданов сыграл в фильме Леву Булкина (Батона). Ему было 16 лет, но, несмотря на это, его утвердили на роль семиклассника. Булкина все считают хулиганом и прогульщиком. Но за этой бравадой скрывается добрая душа надежного человека.

Роль Батона принесла юноше славу. Через год его опять пригласили сыграть трудного подростка в киноповести Игоря Шешукова «Полковник в отставке». Потом снова были съемки у Динары Асановой: на главные роли в следующую свою картину «Ключ без права передачи» она пригласила и Богданова, и Цыплакову. Александр сыграл роль бунтаря-десятиклассника, который не ходит с одноклассниками на субботние встречи домой к учительнице Марине Максимовне.

Асановой нравилось, как играл Богданов, она дала ему небольшую роль и в картине «Беда». Это была их последняя совместная работа: в драматической ленте режиссер раскрыла проблему алкоголизма.

К сожалению, харизматичный юноша не смог продолжить карьеру в кинематографе. Жизнь его покатилась по наклонной: алкоголь и праздный образ жизни ни к чему хорошему привести не могли. Погиб он от рук случайных собутыльников, когда ему было 28. В том же 1985-м году ушла из жизни и Динара Асанова, которая открыла талантливого актера. Ей было всего 42 года…

В ТЕМУ

С самого начала фильм «Не болит голова у дятла» не укладывался в рамки советского кино. Многие сцены пришлось переснимать, перемонтировать, а где-то и переписывать музыку. Например, Асанову заставили переснять джазовых музыкантов, потому что они якобы были слишком погружены в исполнение музыки и испытывали от своей игры непередаваемое удовольствие.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно