Голливудские актрисы много лет потратили на борьбу за равную с мужчинами-актерами оплату своего труда — и, в принципе, определенных успехов добились. Во всяком случае, звезды получают на «фабрике грёз» солидные гонорары и могут выдвигать свои условия студиям. В СССР всё было проще, причем безо всяких актерских гильдий — актерские ставки утверждались официально, зависели от присвоенной актеру категории, почетных званий и иных (иногда нематериальных — например, были доплаты за яркое дарование и народное признание) условий, но в целом составляли от 80 до 500 руб. за месяц съемок. Иногда актерам полагались премии — особенно если фильм оказывался успешным, но в целом оплата их труда от проката или телевизионных рейтингов зависела мало. Случались разные коллизии — например, Станислав Говорухин банальным шантажом «выбил» из начальства 10 тыс. руб. Владимиру Высоцкому за роль Жеглова в «Место встречи изменить нельзя», но такие случаи можно было по пальцам пересчитать.
В принципе, неравенство в оплате труда между актрисами и актерами в СССР тоже присутствовало, но объяснялась эта разница просто. У снимавшихся в кино актрис было меньше главных ролей, меньше тех же почетных званий, меньше того самого «народного признания». Но всё равно их зарплаты были повыше, чем в среднем по стране, к тому же не стоит забывать, что многие из них состояли в штатах киностудий, а также получали оплату даже за пробы, пусть и небольшую — примерно 20–30 руб. Но рекордсменки среди советских актрис всё же находились.
Десять тысяч в кассе
Известно по меньшей мере два случая времен СССР, когда актрисы получали очень серьезные гонорары. Первый произошел в середине 1960-х — тогда Людмила Савельева получила 10 тыс. руб. за роль Наташи Ростовой в масштабной эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». Впрочем, такой размер оплаты для этой актрисы понятен — четыре части «Войны и мира» снимались пять лет, и исполнительница главной роли участвовала в большом количестве сцен. Напомним, что Бондарчук только как режиссер получил за этот проект 30 тыс. (по 7,5 тыс. за каждую серию), а ещё он был соавтором сценария и сыграл Пьера Безухова, который тоже был значимым персонажем.
Второй случай с большим гонораром для актрисы относится уже к самому концу 1980-х. Кооперативное кино только прокладывало себе дорогу в перестроечном Советском Союзе, и самым первым (даже поперед Анатолия Эйрамджана) в этот поезд успел заскочить Петр Тодоровский со своей «Интердевочкой». Его супруга Мира была кем-то вроде первого советского продюсера — сумела договориться с инвесторами, которые вложили в производство очень большие деньги, в том числе в иностранной валюте. Собственно, даже гонорар Тодоровского составлял солидные для кинематографистов СССР 120 тыс. руб. (сравните с 30 тыс. Бондарчука). Ну а исполнительница роли валютной проститутки Елена Яковлева получила 10 тыс., причем совсем не за пятилетнюю работу — «Интердевочку» сняли всего за три месяца летом 1988 года.
Звезды хитов проката
На фильмы, которые собирали десятки миллионов зрителей, государство тратило не так уж и много средств. Леонид Гайдай получал на свои комедии примерно 400–600 тыс. руб., столько же доставалось и его коллеге по жанру Эльдару Рязанову. К тому же, как уже говорилось, от размера аудитории актерский гонорар никак не зависел. Гайдай сумел выбить Никулину за «Бриллиантовую руку» чуть больше 5 тыс. руб. — и 2 тыс. из них составляла премия; и это Никулин ещё имел право на повышенную ставку. Примерно столько же досталось Александру Демьяненко — Шурику из «Кавказской пленницы» — 5220 руб. А вот актрис Гайдай словно не жаловал — правда, в его фильмах у них очень мало главных ролей.
Но, например, Наталье Варлей за ту же «Кавказскую пленницу» заплатили всего 1219 рублей и 24 копейки; ещё 237 руб. получила Надежда Румянцева за озвучание роли Нины, которым она занималась 7 дней. Пела за Нину, кстати, Аида Ведищева. Но Варлей тогда была никому не известной молодой актрисой без профильного образования (Щукинское училище она окончила лишь в 1971 году), и её работу оплачивали по самой низкой ставке.
Наталья Селезнева за роль Лиды в «Операции «Ы» получила много меньше Демьяненко-Шурика — у того было 3376 руб., а актрисе заплатили 450. Но и здесь всё зависело от известности (Демьяненко уже снимался, а Селезнева была всего лишь студенткой) и съемочных дней.
Любопытно получилось и с «Бриллиантовой рукой». Нина Гребешкова (супруга Гайдая, кстати) за роль жены персонажа Никулина получила 792 руб., Нонна Мордюкова, сыгравшая сурового управдома, — 1531 руб. А вот Светлана Светличная за несколько появлений на экране (в том числе в знаменитой сцене «Не виноватая я») — 346 руб.
Необъяснимые вещи
Конечно, бухгалтеры советских киностудий и директора фильмов, скорее всего, очень тщательно следили за подсчетом правильности гонораров. Но некоторые моменты объяснить очень сложно.
Например, Людмила Гурченко за роль Леночки Крыловой в «Карнавальной ночи» получила 3250 руб.; впрочем, дело было ещё в 1956-м, ещё до появления свода правил по актерским зарплатам (градации появились в 1961-м, а оклады подкорректировали в 1974-м), так что можно списать столь невысокий гонорар на отсутствие необходимых законов. К тому же Гурченко тогда тоже ещё училась и не могла рассчитывать на большую ставку.
И весьма любопытно распределились зарплаты актеров в бессмертном новогоднем хите Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Исполнитель роли Жени Лукашина, актер Андрей Мягков, получил 3 тыс. руб. за две серии, а сыгравшие роли Нади и Ипполита Барбара Брыльска и Юрий Яковлев — по 2 тыс. Но и в этом случае всё можно объяснить существовавшей в СССР системой почетных званий. У Мягкова и Брыльски никаких званий на тот момент не было; Мягков стал заслуженным артистом РСФСР лишь после «Иронии...» и благодаря ей, а Брыльска вообще была польской актрисой, которой советские звания положены не были. Но у Жени оказалось больше смен, чем у Нади, вот он и получил побольше. Иное дело Яковлев, который получил статус народного артиста РСФСР ещё в 1968-м — Ипполит появлялся на экранах ещё меньше Нади, но гонорар актеров был одинаковым. Впрочем, Мягков и Брыльска за «Иронию...» получили Государственную премию СССР, а это на тот момент 2,5 тыс. руб.
«Бывалый» скандалист. По чьей вине распалось трио из «Самогонщиков»
Пора-порадуемся. Какие страсти кипели на съемках известной кинокартины…
Красотка с плаката. Как Ракель Уэлч стала сама желанной женщиной 70-х
Ждал её всю жизнь. Как «дворничиха» из «Джентльменов удачи» любовь нашла
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть