Жена Бунши, мадам Грицацуева, мама Чиполлино, супруга Соева из «Покровских ворот»… Хотя вся кинокарьера Натальи Крачковской строилась на второстепенных ролях, она всегда была одной из самых востребованных и любимых актрис советского экрана. С популярными артистами случается так, что одна звездная, запоминающаяся роль «загораживает» от публики человека, но Крачковская избежала этой участи.
Любимица Шукшина
Героини Натальи Крачковской сразу становились народными любимицами, а их реплики мгновенно разбирали на цитаты. И это заслуга не только режиссеров и сценаристов: безупречное попадание актрисы в роли обессмертило ее персонажей.
В отличие от многих женщин Наталья Леонидовна никогда не переживала из-за своего веса, а считала его преимуществом, выделяющим ее из толпы. Артистка умела посмеяться над собой, а уверенность в себе и обаяние как магнит притягивали к ней мужчин. «Я никогда не стеснялась своих габаритов, это глупо. Мужским вниманием я никогда не была обделена, и ни один из них не сказал, что я толстая», – подчеркивала актриса.
«100 килограммов мечты» – так прозвал Крачковскую один из многочисленных воздыхателей. Однако звезда хранила верность любимому супругу, с которым не расставалась до самой его смерти.
В числе поклонников Крачковской был писатель и режиссер Василий Шукшин - актриса сыграла эпизодическую роль в его «Калине красной». Говорили, что ее выбрал сам Василий Макарович, питавший слабость к женщинам типажа «кровь с молоком». Шукшин даже собирался снять Крачковскую в роли возлюбленной главного героя в фильме «Пугачев», однако ушел из жизни еще до начала съемок.
«Дурочку» берем»
Будущая звезда комедии появилась на свет в семье московской театральной актрисы Марии Фониной и майора Леонида Белогорцева. Сейчас сложно в это поверить, но в детстве Наташа была худышкой, как и многие послевоенные мальчишки и девчонки. Отец умер вскоре после окончания войны, мама часто пропадала в театре, поэтому девочку растили бабушка с дедушкой, которые всеми силами старались ее откормить. Наташу сажали за стол по пять раз в день, и наконец худенький подросток превратился в румяную пухленькую девочку, которая доедала все на тарелке. «На чистом сливочном масле выращенная», – шутила сама артистка.
По окончании школы Наталья подала документы во ВГИК на курс Владимира Белокурова – ее не испугал даже огромный конкурс в 256 человек на одно место. Во время экзамена девушка настолько экспрессивно читала монолог Иванушки-дурачка из «Конька-Горбунка» Ершова, что Белокуров сразу сказал: «Вот эту «дурочку» берем».
Однако проучилась Наталья всего пару месяцев: случилось несчастье – ее сбила машина. Удар авто был настолько сильным, что у студентки оказался задет зрительный нерв – Крачковская временно потеряла зрение, и врачи запретили ей продолжать учебу.
Наталья устроилась лаборанткой в Институт металлургии, а в свободное время бегала подрабатывать в массовках на «Мосфильме». Потом молодой артистке стали доверять эпизодические роли, а более-менее серьезным ее дебютом в кинематографе стала роль Веруньки в картине Владимира Басова «Битва в пути» 1961 года.
Завтрак в номер
Уже в следующем году Наталью пригласили на съемки фильма «Половодье», где она встретила главную любовь своей жизни – звукорежиссера Владимира Крачковского.
Когда они познакомились, ему было 42 года, а ей – всего 20. Крачковский не пошел по пути других ухажеров, которые заваливали девушку цветами, а приготовил ей завтрак – булочки и творог со сметаной – и принес в комнату. «Я всегда любила поесть, а тут мужчина, который заботится о твоем завтраке. Как в него можно было не влюбиться?» – рассказывала потом звезда.
Наталья сразу согласилась выйти за Крачковского замуж, а через год у них родился сын Вася. И все 25 лет совместной жизни Владимир каждое утро приносил жене свежие булочки, окружив ее заботой, о которой другие женщины могли только мечтать.
«Не было дня, чтобы я пожалела о своем выборе», – признавалась Крачковская и говорила, что они с Владимиром были не только семьей, но и лучшими друзьями. Человек энциклопедических знаний, большой эрудит, он удивлял жену знанием истории, географии, читал стихи, много шутил.
Именно супруг в 1971-м уговорил Наталью согласиться на роль мадам Грицацуевой в «12 стульях» Гайдая, которая принесла ей огромную славу. Образ «мечты поэта» безумно нравился Крачковской: «Мадам Грицацуева – это я. Я бываю такой же доверчивой, влюбленной, несчастной, брошенной и дурой», – шутила она.
Роль мадам Грицацуевой в «12 стульях» досталась Наталье Крачковской по воле случая. Пробы проходили очень солидные конкурентки – Гайдай планировал снимать либо Нонну Мордюкову, либо Галину Волчек. Ни та ни другая его не устроили, потому что оказались недостаточно забавными, и тогда Владимир Крачковский привел на съемки Наталью. Едва увидев ее, режиссер воскликнул: «Так вот она, знойная женщина, мечта поэта!»
Съемки были сложными: сцену погони мадам Грицацуевой за Бендером-Гомиашвили снимали две недели, и все это время актрисе приходилось самостоятельно бегать вверх-вниз по лестницам и выполнять все трюки – дублершу такой комплекции найти не удалось.
Крачковская вспоминала: «Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Режиссер предупредил: «Голова поместится, остальное нас не волнует». Я прыгнула. Мне ответили: «Получилось, вот только камеру у нас заело. Надо переснять...» Вдобавок в сцене, где мадам Грицацуева бьется в дверях, вдруг лопнули стекла и посыпались актрисе на лицо.
Несколько раз Крачковской пришлось ездить на конвейере по твердым валикам: «Пока сняли этот эпизод, мне все ребра пересчитало, так что потом долго ходила в синяках. Да еще в придачу тяжеленную железную конструкцию на меня положили, которая вообще меня чуть не раздавила!» – вспоминала актриса.
Но все мучения были не напрасными – именно эта роль принесла ей невероятную популярность и всенародную любовь.
Никогда не унывать
Наталья Леонидовна продолжила сотрудничество с Гайдаем, появившись в фильмах «Иван Васильевич меняет профессию», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и других. А благодаря гайдаевским комедиям она стала поистине народной актрисой: кинокритики называли Крачковскую «королевой комического эпизода», режиссеры наперебой звали ее в комедийные фильмы – среди них «Покровские ворота», «Человек с бульвара Капуцинов», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и другие.
Владимира Крачковского не стало в 1988-м: он умер от инфаркта. Больше года после ухода любимого актриса не могла смириться с потерей. «После смерти Володи меня много раз звали замуж, но такого, как мой муж, не находилось, а другого мне не надо…» – говорила «королева комедии».
Сама Крачковская в ноябре 2010 года попала в больницу с сердечным приступом – ей сделали операцию и установили кардиостимулятор. Даже после этого она хотя бы пару раз в месяц старалась где-нибудь выступать. «Бывает очень тяжело, но зрительская любовь меня по-настоящему окрыляет!» – делилась Наталья Леонидовна.
Умерла актриса 3 марта 2016 года – тоже от инфаркта. И, как вспоминали близкие, до последнего дня не переставала шутить.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть