По словам близких, она предчувствовала, что ей осталось недолго… «Я была у Наташи в конце августа, - вспоминает актриса Татьяна Чернопятова. - Принесла арбуз - она их обожала. Я уже собиралась уйти, а она говорит: «Танюш, принеси из ящика нефритовое ожерелье. Возьми себе, это подарок». Я запротестовала: «Оно дорогое!» Но Наташа настояла. На душе у меня было неспокойно, чувствовала, что это не просто подарок, это вещь, передаваемая мне на вечную память…»
Ее кинокарьера длилась 40 лет, за которые она снялась в более 100 фильмах. Наталья Леонидовна Крачковская (до свадьбы - Белогорцева) родилась в семье актрисы Театра имени Пушкина Марии Фониной и Леонида Белогорцева в Москве. Мама часто пропадала в театре, поэтому девочка росла и воспитывалась у бабушки с дедушкой по маминой линии. Постоянные съемки и репетиции - явление, к которому ребенок привык с ранних лет. Сейчас сложно в это поверить, но в детстве Наташа была худющая, как и многие послевоенные мальчишки и девчонки. Бабушка по отцовской линии, жившая в Тбилиси, увидев Наташу в возрасте 12 лет, только заплакала и приняла решение: откормить. Очень скоро будущая актриса превратилась в пышку.
Дурочку - берем
Наталья не знала мук выбора профессии: с детства она твердо решила стать актрисой. По окончании школы Наталья подала документы во ВГИК, на курс Белокурова, куда она хотела попасть, и - для подстраховки и по наставлению матери - в историко-архивный институт. В том году конкурс во ВГИК был поистине гигантским - 256 человек на место! Но Наталья была твердо уверена, что у нее все получится. Полная девочка с прямым пробором читала на прослушивании монолог Иванушки-дурачка из «Конька-Горбунка» Ершова. Услышавший ее Белокуров сразу сказал: «Вот эту «дурочку» берем».
Вот она!
Однако судьба распорядилась иначе. Вскоре после зачисления Наталья попала в серьезную аварию, долгое время лежала в больнице и практически полностью лишилась зрения. После того как девушку выписали, ее забрала к себе вторая бабушка Прасковья. Постепенно зрение вернулось к Наталье, однако шанс поступить во ВГИК был уже упущен. Наталья Белогорцева устроилась лаборантом в Институт металлургии и продолжила мечтать о кинокарьере. В 1959 году она отправилась на «Мосфильм» с просьбой взять ее хотя бы в массовку. Потом девушке стали доверять эпизодические роли. Но, как правило, ее фамилию даже не указывали в титрах. Более-менее серьезным дебютом Натальи Белогорцевой в кинематографе стала роль Веруньки в картине Владимира Басова «Битва в пути» 1961 года.
Возможно, Наталья так и не раскрылась бы как актриса, если бы не воля случая. В 1971 году ее муж, звукорежиссёр Владимир Крачковский, познакомил Наталью со своим другом, комедиографом Леонидом Гайдаем. В то время режиссер работал над новым фильмом «12 стульев» и искал актрису на роль мадам Грицацуевой. На эту роль претендовали Галина Волчек, Нонна Мордюкова. Ни та, ни другая Гайдая не устраивали, и тогда Крачковский привел на съемки Наталью. Увидев ее, Гайдай воскликнул: «Вот она, «мечта поэта!»
И тебя вылечат
Сцена погони за Бендером снималась без дублеров, несмотря на комплекцию актрисы. Впоследствии Наталье предстояло еще множество трюков, но ни разу она не прибегала к дублерской помощи. Роль оказалась успешной. Крачковская принесла в советский кинематограф абсолютно новый типаж, что в одно мгновенье сделало ее самой востребованной комедийной актрисой. Следующая работа Крачковской стала еще более успешной - фразы жены Ивана Васильевича Бунши из гайдаевской комедии «Иван Васильевич меняет профессию» знают и помнят все: «И тебя вылечат, и меня вылечат…» Некоторые из них были придуманы самой актрисой: «Интеллигент! Выучили вас на свою голову! Облысели все!..»
Королева эпизода
После гайдаевских комедий Крачковская стала поистине народной актрисой. От режиссерских предложений не было отбоя. Ее умение смеяться над собой, показывать себя с экрана полной и комичной по достоинству было оценено режиссерами, наперебой звавшими ее в комедийные фильмы. Кинокритики назвали Наталью «королевой комического эпизода». Небольшие роли в «Покровских воротах», «Не может быть», «Человеке с бульвара Капуцинов» и множестве других фильмов создали целую галерею неповторимых образов.
Поднос с творогом
В 1962 году Наталья участвовала в съемках ленты «Половодье» в Тарусе. Там она и познакомилась со звукорежиссером Владимиром Крачковским, который впоследствии стал ее мужем. Владимир начал ухаживать за Натальей, однако никакие розы не смягчали сердце девушки. Тогда Владимир нашел аргумент посильнее: с утра он принес в номер, где жила Белогорцева, поднос с творогом, сметаной и свежими булочками. Это проняло Наталью. Вскоре они поженились. С мужем Владимиром Наталья прожила душа в душу 26 лет, до самой его смерти. Их брак был очень счастливым - Крачковские практически не ссорились, они учились друг у друга все те годы, что провели вдвоем.
Наташка лучше
«Никогда не страдала от отсутствия поклонников - моя фигура всем нравилась, - еще недавно рассказывала Крачковская. - Один влюбленный в меня мужчина так и сказал: «Ох, Наташа, видишь тебя и понимаешь: сто килограммов мечты!» Никогда не забуду, как после просмотра картины с Софи Лорен все мужики охали: «Какая красивая женщина!» А мой Вова сказал: «Да ничего особенного - моя Наташка лучше!»
Умер Владимир в 1988 году. Сын, Василий Крачковский, продолжил дело отца - сейчас работает звукорежиссером на «Мосфильме». В 1996 году он был номинирован на «Нику». Василий женат, Наталья Крачковская давно стала бабушкой - в 1991 году родился внук Владимир.
В ноябре 2010 года актриса попала в больницу с сердечным приступом. Летом 2013 года последовали второй приступ и операция на сердце. Актрисе установили кардиостимулятор.
«Мне скучно сидеть дома, поэтому пару раз в месяц я стараюсь где-нибудь выступать. Бывает очень тяжело, но зрительская любовь меня по-настоящему окрыляет!» - делилась Наталья Крачковская. Сын Натальи Крачковской рассказывает, что она никогда не унывала. И не переставала шутить до последнего.
Александр ТИМОШКИН
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть