Поиски и потери
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в небольшой деревушке близ Сарагосы. Его отец был мастером-позолотчиком, мать происходила из известного, но давно обедневшего дворянского рода. Обучаясь в школе, мальчик с трудом освоил арифметику и грамоту, зато в рисовании с детства проявлял блестящие способности. Когда Франсиско исполнилось семнадцать лет, отец, желавший помочь сыну в его стремлении стать живописцем, отправил юношу в Мадрид.
Одновременно с обучением мастерству живописца в столице Гойя успевал уделять немалое внимание и женщинам. Его любовницами становились и богатые аристократки, и простые крестьянки. Говорили даже, что однажды, заметив красивую монашенку, темпераментный художник влез к ней в келью и попытался похитить ее. Правда это или нет, доподлинно неизвестно, однако довольно скоро при весьма странных обстоятельствах Гойя бежал в Италию, присоединившись к уличным бродягам.
В 1773 году художник вернулся в Мадрид, где встретил своего давнего друга Франсиско Байеу. Тот познакомил Гойю с сестрой, красавицей Жозефиной. Пылкий и страстный роман вскоре привел к тому, что девушка забеременела, и не помышлявший о женитьбе Гойя был вынужден скрепить свои отношения с возлюбленной семейными узами. Жена подарила живописцу пятерых детей, однако до взрослых лет дожил только сын Хавьер - другие дети умерли в младенчестве.
В 1792 году Гойя серьезно заболел. Недуг, который сломил художника, до сих пор вызывает бесконечные споры среди биографов и врачей, исследующих его болезнь. Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис. Другие считают, что причиной паралича и потери слуха могла стать шизофрения. Около двух месяцев Гойя лежал неподвижно, затем у него восстановилось зрение, и он впервые за долгие недели страданий смог подняться на ноги. Однако слух был потерян навсегда. Тем не менее художник вернулся к своей прежней жизни.
Испанские страсти
Супружеская верность не была добродетелью великого мастера. Бесчисленные романы продолжались: их было столько, что иногда художник даже не помнил имени любовницы, с которой провел ночь. Он покорял сердца знатных дам и бедных простушек, красавиц и обычных, ничем не примечательных женщин. Так продолжалось до тех пор, пока в жизни Гойи не появилась женщина, ставшая самой желанной и самой роковой музой в его судьбе. С двадцатилетней Каэтаньей Марией дель Пилар, герцогиней Альбой, его познакомили придворные аристократки, близкие подруги мастера. Желавшая увидеть своими глазами «необыкновенного Гойю» Альба пришла к нему в мастерскую. Она была высокомерна, красива, женственна и чувственна. После ее визита художник, не сдерживая эмоций, рассказывал другу о встрече с новой знакомой и восклицал: «О, наконец теперь я знаю, что значит жить!»
Их страстный роман продолжался семь лет. На все эти годы Франсиско Гойя забыл о других женщинах, и лишь одна - самая красивая женщина Испании того времени, герцогиня Альба, - оставалась его музой, вдохновлявшей художника на создание великих шедевров.
Герцогиню нельзя было назвать благопристойной и скромной дамой: общество знало о ее многочисленных романах, впрочем, Альба и не думала их скрывать. Герцог Альба предпочел не обращать внимания на любовные связи своей темпераментной жены, а в 1796 году скончался от продолжительной и тяжелой болезни. Его неверная супруга, облачившись в траурный наряд, отправилась оплакивать мужа в замок в Андалусии и провела там чуть больше года. Примечательно, что все это время опечаленную вдову утешал Франсиско Гойя.
Когда пара вернулась в Мадрид, герцогиня бросилась в объятия нового возлюбленного - знатного дворянина. А Гойя, оскорбленный и рассерженный, продолжал писать ее портреты. Но теперь он изображал изменницу то глупой кокеткой, то продажной девицей, то страшной ведьмой.
Вскоре Гойя стал настоящей европейской знаменитостью. Он был назначен королевским художником, ему было выделено внушительное жалованье. А герцогиня Альба, державшая нос по ветру, вернулась к покинутому возлюбленному.
Каждому свое
Самыми прославленными полотнами великого мастера можно без тени сомнения назвать двойную картину «Маха одетая» и «Маха обнаженная». Махами называли бойких и предприимчивых провинциальных девиц, которые вели независимый образ жизни. Они считались подлинным олицетворением Испании: были хитрыми, находчивыми, неунывающими, способными выкрутиться из любого положения. Обе картины датированы примерно 1800 годом. Полотно, изображавшее одетую маху, откидывалось на шарнирах, как прочитанная страница, и под ним открывалось другое - та же маха, но обнаженная. Поистине смелое творение, если учесть, что в те времена действовал строжайший запрет инквизиции на изображение обнаженного женского тела.
По сей день длятся споры: кто изображен на картине? Единственным во всей Испании человеком, кому запреты инквизиции были не указ, называли Мануэля Годоя, первого министра короля Карла IV, наделенного титулом «князя мира». Искусствоведы утверждают, что заказ на двойную картину Гойя получил именно от Годоя и изображена на ней неизвестная женщина.
Однако известно, что герцогине Альбе были посвящены многие другие картины великого художника, и некоторые из них действительно были слишком откровенными. На одной картине она собственной рукой написала: «Хранить такое - просто безумие. Впрочем, каждому свое».
Следы на песке
Летом 1802 года Каэтанья Альба собрала гостей в своем мадридском дворце Буэна Виста: она устраивала пышное празднество в честь обручения своей юной племянницы. На торжества были приглашены самые именитые представители аристократического Мадрида, в их числе наследный принц Фердинанд и первый министр Годой. Пригласила герцогиня и Франсиско Гойю. После ужина герцогиня показала гостям личную мастерскую художника, которая была устроена тут же, во дворце. Рассказывая о красках, использующихся в живописи, Альба делала акцент на самых ядовитых, маленькая капля которых представляла собой смертельный яд. Когда вечер закончился и гости разъехались, Гойя вернулся домой, но не мог заснуть до утра: он не раз слышал от возлюбленной о ее желании умереть молодой, чтобы избежать тягот безрадостной старости. Подозрения подтвердились утром - герцогиню нашли мертвой.
В 1812 году верная жена Гойи Жозефина, перенесшая столько душевных страданий и терпевшая многочисленные романы темпераментного мужа, скончалась. Сын, женившись, переехал в другой дом, оставив шестидесятишестилетнего отца в полном одиночестве. Тогда-то в Гойе с новой силой проснулась страсть. Он познакомился с молодой женой небогатого купца Леокадией Вейс, склонил ее к измене супругу и увел из семьи. Спустя девять месяцев она подарила возлюбленному дочь, а еще через десять лет художник вместе с дочерью и Леокадией навсегда покинули Испанию, чтобы поселиться во Франции, где в 1828 году и оборвалась жизнь великого мастера. Но образ своей знаменитой аристократичной возлюбленной Гойя хранил в памяти до конца своих дней. На портрете Альбы работы художника, написанном в 1797 году, герцогиня указывает на надпись, сделанную ею на песке: «Solo Goya» - «Только Гойя»…
Ольга ГРАЖИНА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть