47561

Марк Цукерберг и Шон Паркер: два приятеля, которые изменили Интернет

№ 47 от 23 ноября 2011 года 23/11/2011

Марк Цукерберг и Шон Паркер. Первый придумал саму идею, реализовал ее и продолжает развивать до сих пор, возглавляя компанию. Второй помог превратить Facebook в прибыльный бизнес и ушел «на вольные хлеба», искать новые стартапы, которые, возможно, в очередной раз повлияют на весь мир.

Секреты «лайков» 

Около 300 млн активных пользователей крупнейшей в мире социальной сети Facebook (FB) проводят на любимом ресурсе более 700 млрд минут (разумеется, суммарно), болтая с друзьями, делясь ссылками и фотографиями, сражаясь в онлайн-игры. Общее число аккаунтов FB превысило 600 млн, причем более 70% из них принадлежат посетителям, живущим за пределами США. Другие социальные проекты (MySpace, Twitter, LinkedIn, LiveJournal) и множество более мелких локальных сетей  также имеют свою нишу, однако безнадежно отстают от лидера.

А стартовал проект всего-то семь лет назад, когда студент Гарварда Марк Цукерберг создал социальную сеть для одногруппников. За пару-тройку лет Facebook вышла на глобальную арену во многом благодаря молодому и амбициозному предпринимателю Шону Паркеру, который занял пост президента компании. Секрет успеха Facebook консультант J’Son & Partners Светлана Емельянова видит в унифицированном дизайне и создании своего рода «экосистемы», инфраструктуры, в которой разработчики, пользователи, рекламодатели и владельцы платформы могут создавать независимые дополнительные модули для расширения своих коммуникационных и развлекательных возможностей.

Но как зарабатывать на виртуальном общении? Паркер и Цукерберг сделали ставку на рекламу (она обеспечивает до 85% выручки интернет-ресурса), но посмотрели на этот феномен с нового ракурса. Идея рекламной платформы Facebook Ads гениально проста: обращение от бренда к потребителю заменяется на систему «лайков» (от англ. Like – «нравиться»). Кликая «Мне нравится» под разными ссылками, товарами и веб-страничками, пользователь самостоятельно рекламирует бренды среди своих друзей.

«Подобный подход очень эффективен, потому что в таком случае потребитель обращается к потребителю, а это вызывает больше доверия, чем стандартные рекламные акции», – объяснил Марк Цукерберг. Сегодня практически все бренды меряются количеством фанатов и «лайков» на Facebook, а маркетологи оценивают эффективность рекламных кампаний.

Хакеры по призванию

Как же Цукербергу и Паркеру удалось разглядеть в социальной сети золотое дно? Заработать на FB, надо признать, больше хотел Шон. А Марк, будучи гениальным программистом, изначально увлеченно разрабатывал IT-платформу проекта и не уделял должного внимания бухгалтерским «заморочкам». Цукерберг родился в семье врачей и еще в школьные годы увлекался программированием, став автором сетевой версии популярной игры «Риск». Учась в Гарварде (кстати, на факультете психологии), он отверг несколько заманчивых предложений о трудоустройстве от крупных корпораций, в том числе Microsoft. Вряд ли перспективный студент мог предположить, что его почти «домашний» проект станет самой популярной веб-платформой для общения, а в 2010 году сам Марк будет назван журналом Time человеком года. По данным журнала Forbes в этом году состояние Цукерберга оценивается в 17,5 млрд долларов, что почти в 2,5 раза больше, чем годом ранее.

Путь Шона Паркера  более ухабистый. В Гарварде он не учился (по его словам, не захотел тратить время), хотя амбиции толкового программиста проявлял еще в подростковом возрасте. В 16 лет парнем заинтересовались агенты ФБР, подозревавшие его в хакерских атаках. В 19 лет у него уже был свой первый проект: веб-сервис по обмену музыкальными файлами Napster, который не на шутку напугал звукозаписывающие компании и стоил им многомиллионных убытков. Проект прикрыли власти, а 21-летний Паркер неожиданно оказался безработным. И тогда появился Facebook, в котором он менее чем за два года успел поставить бизнес на широкую ногу. Сегодня 31-летний Шон Паркер  – тусовщик, балагур и авторитетный гуру интернет-стартапов. Его состояние Forbes оценивает в 1,6 млрд долларов. После Facebook Шон занялся поиском новых интересных проектов, большинство из которых так или иначе связаны с соцсетями, остающимися локомотивом Интернета. По словам американского интернет-предпринимателя Форда Квотермана, Паркер считает перспективной технологией «живое» видео, прямой эфир в Интернете (веб-сайт ChatRoulette.com). «Шон из тех людей, кто все схватывает на лету, кто прекрасно «чувствует» Интернет. А Facebook, к которому он приложил руку, без сомнений, будет оставаться важнейшей частью жизни миллионов людей», - так характеризует молодого бизнесмена основатель Wikipedia Джимми Уэйльс.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно