Истории о встречах в Мировом океане в годы «холодной войны» советских и американских кораблей овеяны легендами. Среди моряков, как наших, так и звезднополосатых, пользуются популярностью байки на тему «Как мы показали неприятелю».
В реальности ситуации бывали, да и до сих пор происходят, куда прозаичнее и куда страшнее. Иногда никто никому ничего «показывать» не собирается, но при этом дело едва не доходит до масштабной катастрофы.
21 марта 1984 года в Восточном море/Японском море судьба свела советскую подводную лодку К-314 и американский авианосец USS Kitty Hawk («Китти Хок»).
Город и авианосец
Авианосец, названный в честь города Китти Хок, места, где братья Райт совершили первый полёт, был введен в состав американского флота через девять дней после исторического полета Юрия Гагарина, 21 апреля 1961 года.
В 1960-х — начале 1970-х годов авианосец участвовал во Вьетнамской войне, затем нес службу в Тихом океане, появлялся в Аравийском море во время иранского кризиса.
На «Китти Хок» базировались до 80 самолетов и вертолетов, а его экипаж насчитывал свыше 5600 человек, не считая летчиков.
В начале марта 1984 года «Китти Хок» объявился у советских берегов во главе группировки 7-го флота США, которая вместе с кораблями ВМФ Южной Кореи проводила учения «Team Spirit-84».
Не послать ли нам «Ерша»?
Такие визитеры, как «Китти Хок», без внимания ВМФ СССР не обходились. Следить за авианосцем направили атомную подводную лодку К-314 проекта 671 «Ёрш».
Всего в СССР было построено 15 таких подводных лодок. Относились они к классу торпедных АПЛ, задача которых была классической — топить корабли противника. То есть в случае чего К-314 должна была быть готова отправить на дно в том числе и авианосец «Китти Хок».
По приказу командира 26-й дивизии подлодок Тихоокеанского флота контр-адмирала Алексея Белоусова К-314 под командованием капитана 2-го ранга Владимира Евсеенко, загруженная по боевому варианту, вышла с базы 10 марта 1984 года и отправилась за американской группировкой кораблей.
Круг за кругом, друг за другом
Дальше стороны начинают излагать различные версии того, что происходило в Восточном море/Японском море.
Советские подводники уверяли, что незаметно пробрались внутрь ордера, то есть боевого или походного построения кораблей, и вели наблюдение прямо оттуда, что сродни условному уничтожению не только «Китти Хок», но и еще нескольких кораблей группы, состоявшей, помимо авианосца, из двух крейсеров, четырех эсминцев и нескольких судов сопровождения.
Американцы заявляли, что практически сразу засекли К-314 и около 15 раз отработали условную атаку по ней, пока она им не наскучила.
После нескольких дней такого вот «контакта» американцы, завершившие первую часть учений, ушли в территориальные воды Южной Кореи. К-314, согласно заданию, осталась ждать возвращения авианосца.
Внезапное «свидание»
20 марта была плохая погода, неважно работала связь, и К-314 никак не удалось обнаружить «Китти Хок». К утру 21 марта условия только ухудшились.
Командир К-314 Владимир Евсеенко позднее вспоминал: «Елозил часов десять в ожидании, когда они снова выйдут в открытое море. Однако американцы легли в дрейф. Жду. Веду радиоразведку. Замерили гидрологию. Командир гидроакустической группы доложил, что проходимость звуковых волн по первому типу. Для нас — плохая гидрология, поскольку зона наилучшей слышимости находится выше 50 метров, то есть выше нашей безопасной глубины. Все против нас».
Около 22:10 К-314 всплыла на перископную глубину для очередного сеанса связи. Командир, встав к перископу, неожиданно обнаружил всю искомую авианосно-ударную группу всего в 20-30 кабельтовых от себя. Причем К-314 и американцы шли навстречу друг другу.
Евсеенко отдал команду: «Срочное погружение!».
Но «свидания» уже было не избежать. Американцы на борту «Китти Хок», почувствовав удар, сперва шутили — то ли с русской подлодкой столкнулись, то ли с китом.
«Столкнулся с неизвестным объектом. Потерял ход»
Правда, потом стало не до смеха. К-314 сделала дыру в борту авианосца диаметром около 40 метров, причем ниже ватерлинии. Самое жуткое, что удар пришелся в район цистерны с авиационным керосином. Несколько тысяч тонн авиатоплива ушли в море. Одной искры было достаточно, чтобы на борту «Китти Хок» вспыхнул грандиозный пожар. Каким-то чудом обошлось.
Но и нашим подводникам было не до американцев. Те, кто был на борту К-314, в первые секунды подумали, что лодка лишилась боевой рубки и получила тяжелые повреждения легкого корпуса. Это не подтвердилось, но выяснилось, что у субмарины серьезно поврежден гребной винт. Пришлось всплывать, что в такой ситуации, мягко говоря, не приветствовалось. Радиограмма, переданная на базу, гласила: «Столкнулся с неизвестным объектом. Потерял ход».
Подошедшие на помощь советские корабли отбуксировали К-314 на базу. «Китти Хок» же своим ходом поковылял в японскую базу с названием Йокосука.
Легко отделались
Американская сторона возложила вину за происшедшее на командира советской подводной лодки. Советское командование, в принципе, тоже так считало. Причиной инцидента назвали неправильный выбор глубины поиска. Капитана Евсеенко отстранили от должности. Правда, затем он продолжил службу, но уже в другом месте, и даже получил звание капитана 1-го ранга.
При этом и наши, и американцы перекрестились, поскольку легко отделались. На борту «Китти Хок» в момент столкновения находились ядерные боеприпасы, а у К-314 в арсенале были торпеды с ядерной головной частью. О самых тяжелых последствиях даже думать не хочется.
Командира авианосца наказывать не стали, зато лишился своей должности начальника противолодочной обороны 7-го флота США, так как подобный подход субмарины сочли его недоработкой.
Спустя 16 лет русские снова пришли за «Китти Хок»
К-314 после ремонта продолжила службу, но уже в 1985 году на ее борту случилась серьёзная авария паропроизводящей установки. Это инцидент серьезно повлиял на судьбу субмарины — в 1989 году она окончательно была выведена из боевого состава флота.
Авианосец «Китти Хок» в начале 1990-х был задействован во время проведения операций в Персидском заливе и Сомали.
В 2000 году «Китти Хок» снова пострадал от русских, правда, на сей раз условно. 17 октября два боевых самолета Су-24 и Су-27 из состава 11-й армии ВВС и ПВО России обнаружили авианосец «Китти Хок» и несколько раз пролетели над ним, на высоте примерно 60 м. В момент облета корабль проводил пополнение запасов на ходу в северной части Восточного моря/Японского моря, между островом Хоккайдо и материковым берегом России.
Американцы на этот визит отреагировать не успели, свою авиацию в воздух не поднимали. По сути, это можно было расценивать как «условное поражение» цели.
Боевая служба авианосца продолжалась до 2009 года, после чего он был выведен в резерв, где находился еще шесть лет. Из четырех авианосцев своего класса «Китти Хок» продержался в строю дольше всех. В 2017 году было объявлено, что старый корабль готов к утилизации.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть