В Беларуси — стране, не имеющей выхода к морю, - по сей день в военкоматах республики числятся около ста пятидесяти тысяч человек с флотскими специальностями. В советское время каждый четвёртый призывник-белорус отправлялся служить на флот. Беларусь — родина более 150 адмиралов и «морских» генералов, среди них — пять героев Советского Союза.
Единое прошлое
На днях в Севастополе прошла научно-историческая конференция «Флотоводцы Белой Руси», главным событием которой стала одноимённая книга.
Сборник о белорусах - адмиралах, героях, учёных, связанных с российским флотом, — это первый том, куда вошли 90 биографий выдающихся людей. От первого русского адмирала Александра Меньшикова, соратника Петра I (он был потомком белорусских шляхтичей), до трёх членов экипажа подводной лодки «Курск».
«К сожалению, есть проблема, связанная с нацификацией всего и вся, — считает автор-составитель книги «Флотоводцы Белой Руси» Николай МАЛИШЕВСКИЙ. — Из истории «выдёргиваются» герои по критерию национальности. И получаются какие-то осколки, на которых пытаются создавать какую-то свою, «правильную», историю. Но вот с адмиралами белорусского происхождения, с героями, имеющими белорусские корни, с нашими земляками — ветеранами и ныне служащими на флоте - так не получится».
По словам президента Фонда «Народная дипломатия» Алексея КОЧЕТКОВА, у Беларуси и России единая история флота. «И только от нас самих зависит, сможем ли мы выйти из той непростой ситуации, в которой сегодня оказались наши народы, — считает он. — И помочь в этом могут ветераны флота, живущие и в Беларуси, и в Российской Федерации».
Остров Зарембо и чудом выживший
Кого только не было среди прославивших русский флот белорусов! Выходец из Могилёва Дионисий Зарембо совершил три кругосветных путешествия, участвовал в обустройстве русских колоний в Америке, занимался гидрографическими исследованиями. След он оставил не только в науке, но и на карте — его имя носит остров Зарембо в Тихом океане у Юго-Восточной Аляски.
«Карл Андреевич Шильдер, родившийся в Витебске, построил первую в мире цельнометаллическую лодку, именно она считается пионером подводного флота России, — рассказал Николай Малишевский. — А незаслуженно забытый вице-адмирал Генрих Цывинский внёс огромный вклад в развитие морской артиллерии, выполнял секретные миссии, занимался наукой».
А кто не знает героическую битву крейсера «Варяг»! Среди 580 членов экипажа корабля были и белорусы. Михаил Прокопович, артиллерист, не отошёл от своего оружия, пока ему не оторвало осколком снаряда руку. Он выжил в той битве и вместе со своим земляком и сослуживцем гальванёром Антоном Дубровским участвовал в почётном царском смотре в Севастополе. Оба моряка стали кавалерами ордена Св. Георгия.
Удивительной можно назвать судьбу белоруса Фёдора Самончука — он чудом выжил во время морского сражения, но его «похоронил»… фильм. В 1957 году на фильм «Балтийская слава» мальчишки могли ходить по нескольку раз. Впрочем, и взрослых не мог оставить равнодушными показ в кино подвига моряков с эсминца «Гром». В октябре 1917 года корабль попал под обстрел немецкого линкора, взрыв повредил машинное отделение, и экипаж вынужден был покинуть судно. Но на борту осталось немало важных документов, в том числе и карты минных заграждений. Так вот, корабль не покинул минный старшина Самончук — он, дождавшись, пока на корабль высадятся немцы, забросил в артиллерийский погреб горящий факел. «Гром» погиб вместе с врагами, а Самончука взрывной волной выбросило в море, где его подобрали немцы. На родину ему удалось вернуться после плена. Он был ещё жив, когда снимался фильм, и с ним даже общались члены съёмочной группы, но в сценарии всё равно «выписали» героическую гибель.
Одним из первых, кто во время Великой Отечественной войны (14 июля 1941 г.) получил звание Героя Советского Союза, стал Алексей Антоненко, родившийся под Могилёвом. Ас морской авиации за 34 дня боёв сбил 11 немецких самолётов.
Одна из печальных дат подводного флота — 26 сентября 1976 года. На подводной лодке К-47, находившейся на глубине около сорока метров, возник пожар. «Три человека пожертвовали своими жизнями, причём сделали это сознательно, они загерметизировались в отсеке, продолжали управлять, пока экипаж тушил пожар. И их спасти не удалось, — сообщил Николай Малишевский. — Среди них был уроженец Брестской области, выпускник Севастопольского морского училища Николай Знахарчук».
«Флотоводцы Белой Руси» охватывают морскую историю от рождения флота до новейшего времени, от адмиралов до рядовых. И уже собраны материалы для второго тома книги.
От первого лица
Контр-адмирал Юрий ОРЕХОВСКИЙ, заместитель командующего Черноморским флотом РФ:
— Море я впервые увидел, когда мне было лет одиннадцать: был с родителями в Ленинграде на выпуске у старшего брата, который окончил Ленинградское высшее военно-топографическое командное училище. Тогда и увидел Финский залив, побывал в Петергофе, меня сам город впечатлил — всё-таки колыбель русского флота! Но выбор в пользу морской службы сделал чуть попозже — классе в восьмом-девятом. Попала в руки газета «Красная звезда» с перечнем военно-морских училищ, и я решил: буду поступать в одно из них. В 1982 году конкурс был 21 человек на место! Причём две трети абитуриентов были ребятами, которые пришли после срочной службы.
Конечно, родители переживали, что моя жизнь будет связана с морем, — люди всегда опасаются того, с чем плохо знакомы, да и за своих детей боятся все матери и отцы. Но привыкли со временем. Я каждый год бываю на родине, за тридцать пять лет не провел, пожалуй, ни одного без свидания с Беларусью. Сувениры родным и друзьям привожу с морской тематикой — от тельняшек до мелочей с флотской атрибутикой.
Я двадцать два года прослужил на Балтийском флоте, сейчас с полным правом могу называть себя севастопольцем. Этот город я уважаю и ценю за атмосферу высокого и искреннего патриотизма. Патриотический настрой, любовь к своему городу, к истории, к флоту у севастопольцев очень заметны, причём и в людях зрелого возраста, и в детях.
СПРАВКА
Юрий ОРЕХОВСКИЙ
Родился в 1965 г. в г. Белыничи Могилевской области. Окончил Киевское высшее военно-морское политическое училище, служил на Балтийском флоте. Занимал должности от заместителя командира малого ракетного корабля по политической части до заместителя начальника управления воспитательной работы флота. С 2009 г. служит на Черноморском флоте в 2011 г. стал заместителем командующего ЧФ по работе с личным составом.
Наталья ДРЁМОВА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть