7541

Авианосец «Минск»: как гордость флота стала центром развлечений в Китае

История авианесущего крейсера «Минск» печальна. Причём не только для Тихоокеанского флота, но и для страны в целом. В «лихие 90-е» жалование военнослужащие не получали по 8 месяцев, не было денег ни на ремонт, ни даже на топливо для кораблей. Флот уже не мог ни содержать, ни поставить на консервацию свои «прожорливые» крейсеры, поэтому вместе с «Минском» продали и авианосец «Новороссийск». Это позволило покрыть убытки и заработать стране валюту. Однако, выручить за корабли удалось немного.

Два крейсера - за $9 миллионов

Итак, продали два тяжёлых авианесущих крейсера - «Минск» и «Новороссийск». Они вступили в состав Тихоокеанского флота в 1979 и в 1983 годах соответственно. А 10-15 лет для боевого корабля - не срок для списания. 6 октября 1994 года южнокорейская компания Young Distribution Corp. приобрела «Минск» за 4,5 млн долларов США, «Новороссийск» - за 4,3млн. При этом, по самым приблизительным подсчётам, только цветных металлов на обоих кораблях осталось и ушло бесплатно за рубеж на 12-14 миллионов долларов.

Кладбище кораблей в бухте Труда на острове Русском в 1994 году. Вместо этого металлолома были проданы авианосцы. Фото: Из архива газеты «Владивосток»

- Крейсеры действительно продавали за небольшие по тем временам деньги. Но нужно понимать, что у государства не было средств на их содержание, - рассказал корреспонденту «АиФ» Сергей Хестанов, управляющий директор ГК «Алор». - Кроме того, на тот момент в подобных авианосцах попросту не было необходимости, они не были нужны для защиты границ государства.

Помимо всего прочего «Минск» и другие крейсеры «проекта 1143» к определенному моменту стали попросту бесполезны для флота. Дело в том, что их носовая палуба не являлась летной, там располагалось вооружение, и взлет осуществлялся только с угловой палубы. На «Минске» использовались самолеты Як-38 с вертикальным взлетом, а также вертолеты Ка-25 и Ка-27. В итоге командиры кораблей убедились в бесполезности их использования в южных широтах, так как при высоких температурах и влажности самолеты не могли оторваться от палубы. Тогда уже появилось несколько авианосцев нового поколения, с увеличенной для взлета традиционных самолетов палубой, и потребность в «Минске» и его собратьях вовсе отпала.

Но в то время продавали всё, что плохо лежит. К тому же, есть версия, что продали корейцам не металл, а технологии, «начинку» крейсеров.

- Бизнес по распродаже армейских активов только в двухтысячные перешёл от «дикого» к системному. А в то время начальники тылов создавали подконтрольные организации, которым и был дан зелёный свет на раздел флотского имущества. Оценки как таковой тогда не было, вот и продавали за любую цену, - рассказывает экономист Александр Киктенко. - Естественно, деньги, которые «падали в карман» за помощь в организации продажи были в несколько раз больше самого контракта. И то, что ни контрразведка, ни военная прокуратура не остановила эту «сделку века», лишний раз доказывает, что эти контракты были санкционированы на самом верху.

- Продавали не металл, а технологии. Многие технологические решения, воплощённые на «Минске», до сих пор интересны зарубежным странам, - считает Александр Мальцев, журналист, проводивший в 1994 году расследование по продаже кораблей Тихоокеанского флота. - Ведь что продавали? По словам очевидцев, секретная часть корабля была завалена совсекретными приборами чуть ли не до потолка.

В газете «Владивосток» проводили собственное расследование продажи авианосцев. Фото: АиФ / Архив газеты «Владивосток»

Инженеры-контролеры так незадолго до продажи и доложили в военную прокуратуру, в военно-морскую контрразведку и в таможенное управление: «…не обнаружено следов работы по организованному демонтажу приборов, аппаратуры, узлов и деталей…». Оставшегося секретного оборудования на авианосцах было в избытке: это и РЛС обнаружения целей «Фрегат», и две станции управления стрельбой, и автоматизированная система ПВО, и система ближней навигации и посадки самолетов, не говоря уж о таких «мелочах», как антенные устройства, так же имеющие гриф «секретно».

Палуба была покрыта плитами, состава которых никто за рубежом не знал. Они были сделаны из сложных полимеров, которые долгие годы разрабатывали советские ученые.

- Настоящая цена авианосца  исчисляется миллиардами (!) долларов. К примеру, когда в Северодвинске переделывали наш тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» под индийский лёгкий авианосец «Викрамадитья», индусам только переоснащение обошлось в $5 миллиардов, - говорит Мальцев.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Новороссийск» был продан вместе с «Минском». Фото: Из архива музея морского флота ТОФ.

Процесс продажи

- Продажей занималась компания «Компас-1», учредителями которой являлись компания «Компас» и южнокорейская фирма Young Distribution Corp. Генеральным директором «Компаса» являлся бывший начальник тыла Тихоокеанского флота, а затем и Военно-Морского флота СССР, вице-адмирал Игорь Махонин.

Подозрения в том, что сделка по продаже авианосцев была не совсем чистой, усилились, после того, как не были выполнены условия контракта. Согласно одному из пунктов этого документа (кстати, найти контракт в 1994 году оказалось непростым делом, - прим. ред): «В случае, если Покупатель не предоставит Продавцу в течение года сертификат о разделке судна или в случае установления использования судна для иных целей, кроме как на слом, Покупатель выплатит штраф в 10-кратном размере стоимости контракта». Напомним, прошло уже двадцать лет, разделочные сертификаты так и не представлены, следовательно, как минимум 45 миллионов долларов корейская компания остается должна. Только никто этих денег так и не потребовал.

Тяжёлый авианеущий крейсер «Минск» . Фото: Из архива музея морского флота ТОФ

- В начале двухтысячных годов я напомнил тогдашнему министру обороны Игорю Дмитриевичу Сергееву о неустойке, которую должна выплатить Минобороны корейская сторона. Вопрос о проданных авианосцах я ему задал при личной встрече  во Владивостоке. Он попросил написать официальный запрос, однако ответа на него я так и не получил, - сетует Мальцев.

- История, как «Минск» оказался в Китае, сильно запутана. Корабль многократно переходил из рук в руки, пока им не завладела пекинская компания The Minsk Aircraft Carrier Industry Company Ltd. Со слов ее официального представителя, корабль был приобретён за 5 миллионов долларов. Хотя есть и другая версия: корейцы заключили сделку с китайской фирмой The China Ship Disassembling Company, специализирующейся на разделке судов. «Минск» продали за 20 миллионов юаней (примерно 2 440 000 долларов), потеряв более 2 миллионов долларов, не считая расходов на буксировку и стоянку крейсера в Пусане).

Реконструкция авианосца продолжалась три месяца в доках Гуанчжоу. И переоборудование «Минска» обошлось всего лишь в 28 миллионов долларов. В итоге он превратился в развлекательный центр в китайском Шэньчжэне.

Развлекательный центр

Сейчас комплекс ежедневно посещают 6 000 туристов. Входной билет на культурно-развлекательный комплекс MINSK World стоит 12 долларов, так что свои вложения китайцы давно вернули.

«Минск» в китайском городе Шэньчжэнь. Фото: Из личного архива / Из личного архива Евгения Коновалова

- Экскурсия начинается с демонстрации 18-минутного фильма об истории авианосцев. Зрителям показывают и уникальные кадры из истории «Минска»: и спуск его на воду, и рассказ о несении боевой службы, и как вообще всё тут устроено, - рассказывает известный приморский путешественник Евгений Коновалов. - Далее посетители поднимаются на верхнюю палубу авианосца. Здесь выставлены макеты вооружения крейсера. А также выступают фольклорные танцевальные ансамбли с русскими народными танцами.

На самолетной палубе «Минска» можно не только сфотографироваться рядом с боевыми самолётами и вертолётами, но и за отдельную плату посидеть в кабине винтокрылой машины или даже на крыле истребителя.

Спустившись на вторую палубу, можно потрогать макеты крылатых ракет и посетить музей космоса.

- Поглазев на «Землю в иллюминаторе» и нагуляв аппетит, посетители комплекса попадают во флагманский салон. Здесь в своё время обедали и отдыхали высокопоставленные гости авианосца, включая военное и политическое руководство СССР. Теперь же во флагманском салоне (за отдельную плату) могут перекусить практически все желающие. Но стоит это удовольствие очень дорого, поэтому посетители предпочитают обедать в расположенном в бывшей кают-компании «Минска» ресторане белорусской кухни. Хотя есть и «чифаньки» с традиционной китайской кухней, - подытожил Коновалов.

Вся экскурсия занимает более четырех часов.

Глядя на то, как некогда гордость Тихоокеанского флота теперь превратилась в увеселительное заведение, в первый миг возникает неприятное чувство. Но, подумав, многие говорят китайцам спасибо. За то, что сохранили и всячески поддерживают интерес к военной истории нашей страны. Оставить «Минск» в составе флота в то время было затруднительно, а в наши дни участь его, скорее всего, была бы печальной.

Вадим Кочугов

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно