170 лет назад, 30 марта 1853 года, в голландской деревне Грот Зюндерр на свет окончательно появился Винсент Виллем Ван Гог. Окончательно, поскольку первую попытку засчитать нельзя. Мальчик с тем же самым именем, появившийся в той же самой семье годом ранее, причём в тот же самый день, родился мёртвым.
Вторая попытка оказалась более удачной. Хотя это как сказать. Один из самых узнаваемых и знаменитых художников покончил жизнь самоубийством в 37 лет, что автоматически зачисляет его в условный «клуб-37» — компанию гениев, которые умерли в этом возрасте и над которыми вроде как тяготеет злой рок, а то и проклятье. Поэты Александр Пушкин и Джордж Гордон Байрон, Владимир Маяковский и Артюр Рембо, художники Рафаэль Санти и Анри Тулуз-Лотрек...
Однако даже в этом трагическом ряду фигураВинсента Ван Гога стоит наособицу. Все перечисленные успели при жизни вкусить того, что им полагалось по мере таланта. Успех, признание, слава, деньги — всё это, пусть и в разных пропорциях, но всё-таки им досталось. Даже ставший в детстве инвалидом Тулуз-Лотрек происходил из аристократической семьи, никогда не бедствовал и удостоился нескольких прижизненных персональных выставок.
А Ван Гог — сплошное отчаяние. Нищий, всеми покинутый, живущий отшельником, полубезумец с проблесками гениальности, позволяющими заглянуть за грань, частый клиент психиатрических лечебниц, гений-самоучка, никем не признанный, за десять лет творческой деятельности создал 850 картин и более 1300 рисунков, но при жизни успел продать всего лишь одно полотно, настоящий успех пришёл к нему лишь после смерти... Тут прямо-таки просится цитата из одного хита группы «Чайф»: «Поплачь о нём, пока он живой, люби его таким, какой он есть».
Однако здесь и кроется ловушка. «Такому, какой он есть», вернее, был, всё перечисленное не соответствует или почти не соответствует.
Для начала, при жизни он продал не одну картину, а четырнадцать. Просто тот самый «единственный проданный» холст — «Красные виноградники в Арле» — выделяется на общем фоне, поскольку ушёл за неплохие деньги — 400 франков. Насколько солидной была эта сумма, можно понять, сравнив её с жалованьем одного из друзей Ван Гога. Почтальон Жозеф Рулен получал в месяц 100 франков. И содержал на них семью из четырёх человек. И, в общем, на нищету не жаловался.
Другие картины художник продал за деньги более скромные. Но, во-первых, всё-таки продал, а не раздал даром в порыве безумия. И продал довольно умело — его картины вообще продавались ничуть не хуже работ современников, Жоржа Сёра или Поля Гогена. Из чего закономерно следует «во-вторых» — Ван Гогу грех было жаловаться на нищету.
Известно, что младший брат Винсента Теодор Ван Гог, который, к слову, был весьма успешным арт-дилером, в обмен на картины выделял художнику ежемесячно 220 франков, оплачивал обучение и лечение, а помимо всего прочего снабжал его холстами, красками и кистями высшего качества. Между прочим, именно по этой причине картины Ван Гога отличаются весьма завидной сохранностью. Его современники, которым не повезло с состоятельными братьями, например, тот же Гоген, будучи реальным нищебродом, случалось, писал дрянью по дряни.
В общем, «единственный проданный» холст был, что называется, прорывом в мир по-настоящему серьёзных цен. Но не только. Он был ещё и прорывом в мир по-настоящему серьёзной критики. В январе 1890 года восходящая звезда «новой критики» Анри Орье публикует в издании «Меркюр де Франс» большую статью, целиком посвящённую творчеству «удивительного голландца». Он прямо заявляет, что Ван Гог — самый крупный художник современности, а что до времён былых, то сравнить его можно только с реальными гигантами «золотого века голландской живописи» — Рембрандтом и Франсом Халсом.
А ведь признание в среде художников и искусствоведов у Ван Гога было и до этого. Причём он въехал туда, что называется, «на белом коне». Или, если угодно, «на чужих плечах». Его, ещё никому толком не известного, только-только окончившего обучение и начинающего писать самостоятельно, вводит в парижскую тусовку тот самый брат Теодор. Это опять-таки большое везение. Скажем, Поль Сезанн шёл к успеху примерно столько же, сколько пророк Моисей водил свой народ по пустыне — художник обрёл известность в возрасте 56 лет, а ведь начал он заниматься живописью в 16 лет. Ван Гог же буквально ворвался в Париж и моментально стал признанным. Во всяком случае, в своей среде. Но и это дорогого стоит. Кстати, «среда» состояла не только из молодых горлопанов. Арт-критики сразу заметили талантливые работы Ван Гога и начали активно его продвигать. Уже совсем скоро холсты голландца оказываются в коллекциях таких признанных и успешных современников, как Огюст Роден и Эдгар Дега.
Что же до «безумия» Ван Гога, то и здесь дела обстоят ровным счётом наоборот. Да, он покончил жизнь самоубийством, а до этого находился на излечении в психиатрической клинике. Но говорить о том, что «всю жизнь его преследовали депрессии и угнетённое состояние духа» — значит, грешить против истины. Депрессии у него начались лишь в последние полтора года жизни. Да и то, по мнению лечащих врачей, вызвано это состояние было чрезмерным употреблением абсента. И, возможно, другой вредной привычкой — художник ради удобства и скорости работы держал во рту кисти, на которых была краска. Поскольку львиная доля красок содержала в себе свинец, а также другие не очень полезные вещества, неудивительно, что к 37 годам Ван Гог умудрился потерять 17 зубов. Впрочем, оставшиеся 15 тоже выглядели не очень... Ну а что касается душевного здоровья, то сочетание абсента с убойными дозами свинца может кого угодно довести до безумия.
Иной раз именно эту скорость создания шедевров объясняют тем, что художник, дескать, творил чуть ли не в припадках гениального полубезумия. Действительно, писать по 87 больших картин за год — такого результата, пожалуй, не достиг ни один из современников Ван Гога. Но у них и не было мотивации. А у Ван Гога — была. Вместе с братом Теодором они придумали оригинальную концепцию: «Ничто не поможет нам продать картины лучше, чем их признание хорошим украшением для домов среднего класса». Но чтобы наводнить рынок, надо было много работать. И Ван Гог трудился, как проклятый: «В искусстве надо работать, как несколько негров, и спускать с себя шкуру»...
Если бы не трагедия, эта стратегия завоевания рынка сработала бы обязательно. Она, в принципе, и сработала. Правда, не для «среднего класса». Картины Ван Гога сейчас прочно входят в топ самых дорогих произведений искусства.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть