13 января исполнилось 130 ЛЕТ со дня рождения Хаима Сутина. Еще несколько десятилетий назад об этом художнике, уроженце Смиловичей (Минская обл.), знали лишь в узких кругах. Сегодня он всемирно известен, его работы покупают за баснословные суммы, и одна из самых ценных картин в Беларуси принадлежит его кисти.
Смиловичи - Париж
Хаим Сутин был десятым ребенком в бедной еврейской семье. Его отец, портной, не одобрял увлечения сына живописью, однако впоследствии гордился его работами. Хаим посещал занятия в рисовальной школе известного минского живописца Якова Кругера, а позже поступил в Виленскую рисовальную школу, основанную в 1866 г. выпускником санкт-петербургской Императорской Академии художеств Иваном Трутневым.
В 20 лет молодой художник переехал в Париж, где жил в легендарном «Улье» - доме-коммуне, созданном в 1902 г. для начинающих художников меценатом Альфредом Буше. Молодой художник посещал парижскую Национальную высшую школу изящных искусств.
Парижская школа
Великих художников, которые жили и работали в Париже с 1900 до 1960-х годов, относят к Парижской школе. Обозначение ввел в обиход французский критик Андре Варно, объединив художников, приехавших в Париж из-за границы. Среди них Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Диего Ривера, Фернан Леже, Василий Кандинский, а также выходцы из Беларуси: Марк Шагал, Надежда Ходасевич-Леже, Михаил Кикоин, Пинхус Кремень, Осип Цадкин, Хаим Сутин и т. д.
Амедео Модильяни сыграл большую роль в формировании индивидуальной живописной манеры молодого художника. Он познакомил Сутина с коллекцией итальянского искусства в Лувре, ввел его в круг блестящих молодых художников, литераторов, музыкантов.
Безумец или гений
Коллекционеры еще при жизни оценили мрачноватую манеру Хаима Сутина, его картины с тушами скота одновременно и пугали, и притягивали. «Улей» находился неподалеку от парижских скотобоен. Хаим Сутин частенько наблюдал за тем, как туда ведут упиравшихся животных. Когда Пикассо рассказал Сутину о боях быков, тот был поражен: он не мог представить, что человек и бык могут сражаться на равных.
Некоторые считали его безумцем. Жена Леопольда Зборовского, агента Модильяни, а в последствии и Сутина, и вовсе запретила приводить последнего в дом. В отместку Модильяни нарисовал портрет Сутина прямо на двери ее квартиры. Дверь выкупил один мануфактурщик, а через десять лет продал в 10 раз дороже арабскому шейху.
Нередко искусствоведы связывают сюжеты и манеру письма Сутина с тяжелым детством, лишениями и голодом, которые пришлось пережить художнику. Однако уже в зрелом возрасте, отвечая на вопрос о том, насколько тяжела была его жизнь, Сутин широко улыбнулся и ответил: «Что вы, я всегда был очень счастлив!»
КСТАТИ
Картины «Ева» и «Уснувшая читательница» можно увидеть в галерее «Арт-Беларусь» (Дворец искусства, Минск, ул. Козлова, 3). «Большие луга в Шартре» будут представлены в галерее в марте на выставке пейзажа. «Луга» и «Ева» включены в Государственный список историко-культурных ценностей РБ. «Ева» приобретена на аукционе Sotheby’s в 2013 г. за $1,8 млн.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть