Профессор Академии художеств, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, архитектор Иосиф Лангбард построил в Минске Дом правительства, здание Большого театра, Дом офицеров, главный корпус Академии наук, которые служат архитектурной визитной карточкой столицы. Здания эти, созданные в 1930-е, пережили военные годы и до сих пор впечатляют, как и судьба их автора.
Иосиф Григорьевич родился в 1882 году в Бельске Гродненской губернии. Местную гимназию окончил блестяще. В 1907 году поступил в Академию художеств в Петербурге, которая славилась как наиболее компетентное учреждение по вопросам искусства и строительства. В 1914 году Лангбард успешно ее окончил, но начать собственную архитектурно-строительную практику молодому зодчему помешала Первая мировая война. Только весной 1918 года Лангбард поступил в строительную контору городского отдела здравоохранения Петрограда на должность производителя работ, где трудился до 1932 года.
Победа и признание
Карьера Иосифа Лангбарда круто пошла вверх в 1930-е годы. Крупный конкурс, в котором приняли участие видные архитекторы Советского Союза, в 1929 году был объявлен на проект Дома правительства в Минске. Лучшим на Всесоюзном конкурсе был признан проект Иосифа Лангбарда. Это здание стало одним из главных произведений архитектора. Крупнейшее здание в Минске довоенного времени вместило в себя практически все государственные органы, располагавшиеся в столице, благодаря чему в городе высвободилось множество помещений. Большая их часть была отдана под жилье. Иосиф Лангбард получил звание заслуженного деятеля искусств и архитектуры. К нему пришла всесоюзная известность.
В последующие годы Лангбард построил еще несколько крупных общественных зданий в Минске, Могилеве и Киеве. В Ленинграде архитектор построил стадион им. В. И. Ленина на 30 тыс. мест (1934 г.) - главную спортивную арену довоенного города.
Перед войной
В 1938 году правительство приняло решение о переносе белорусской столицы в Могилев. Время было тревожное: в Германии к власти пришли нацисты, а Минск находился близко к границе. Поэтому Лангбарду предложили разработать проект Дома Советов в Могилеве. Спустя два года там появилась копия столичного Дома правительства, но в уменьшенном размере. У комиссии, принимавшей здание, возникла одна претензия — перегородки на окнах напоминали православные кресты, что в советском атеистическом государстве считалось немыслимым. Но, когда пожелание «переделать» передали автору, Лангбард ответил: «Хорошо, что кресты. Членов правительства не будет отвлекать от работы нечистая сила!»
Театр оперы и балета, по первоначальному замыслу Иосифа Лангбарда, был спроектирован как грандиозный дворец с большим числом скульптур и барельефов. Здание предназначалось не только для театральных представлений, но и для масштабных зрелищных мероприятий. На механизированной по последнему слову сцене должны были проходить колоссальные мистерии с применением всей возможной в то время техники. Зрительный зал изначально был рассчитан на 5000 мест, однако при реализации проекта оставили 1500. Не были воплощены в реальность запроектированные на бумаге скульптуры и барельефы, подземные переходы, величественные пропилеи перед лестничным маршем. Но главное композиционное решение осталось: три огромных барабана, поставленные друг на друга, которые сзади преобразуются в прямоугольные «крылья» сценической площадки и подсобных помещений.
К слову, некоторые проекты Лангбарда так и остались на чертежах. Например, в Минске могла появиться триумфальная арка, но так и не была создана.
Восстановление столицы
Война застала Иосифа Лангбарда в Минске. Он преодолел более 40 километров пешком, добрался до Ленинграда. В феврале 1942 года преподавателей и студентов Академии художеств эвакуировали в Ярославль. В эвакуации архитектор много работал, занимался проектированием многочисленных вариантов мемориальных сооружений, посвященных Великой Отечественной войне.
В октябре 1944 года группа архитекторов при участии Лангбарда составила «Эскиз-идею планировки Минска», ставшую основой для восстановления и развития столицы республики. В течение пяти лет Лангбард был руководителем мастерской института «Белгоспроект» и принимал самое активное участие в восстановлении разрушенных зданий, возведению которых он отдал лучшие годы творческой жизни. Наибольший объем работы пришелся на реконструкцию здания Театра оперы и балета. В частности, изменился облик зрительного зала: вместо выступающего балкона появились ярусы. Были полностью восстановлены декоративные лепные детали портала сцены и фойе, выполненные белорусским скульптором Андреем Бембелем при строительстве театра.
В 1948 году реконструкция здания театра завершилась разбивкой парка на окружающей театр территории. План парка также создал Иосиф Лангбард.
Главный корпус Академии наук был восстановлен в 1949 году. Всеми работами руководил сам Иосиф Лангбард. Работал архитектор и над реконструкцией других зданий Минска, в частности, совместно с Михаилом Баклановым - над проектом кинотеатра «Победа».
Иосиф Лангбард умер в Ленинграде 3 января 1951 года. Фанатично преданный любимому делу, он до последних дней жизни, даже будучи очень больным человеком, продолжал трудиться. Супруга архитектора Ольга Лангбард передала архив мужа художнику С. Гельбергу, который в свою очередь передал его кафедре архитектуры Белорусского политехнического института.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть