Оказывается, при грамотном подходе бетонные джунгли современных мегаполисов прекрасно трансформируются – хотя бы точечно – в комфортные и функциональные зоны отдыха и общественные пространства. И особую прелесть и уют придает городу вода: речные, озерные или морские берега – это ценнейший ресурс в руках грамотного градостроителя и архитектора.
Город должен «дышать»
Проблема «оживления» реки и трансформации прибрежных территорий из преимущественно заброшенных промучастков и активно используемых автодорог в рекреационные зоны остро стоит перед Москвой. В декабре прошлого года правительство Москвы подвело итоги масштабного международного тендера по разработке концепции развития территорий вдоль Москвы-реки, в котором приняли участие десятки архитектурных команд со всего мира. Победителем стал консорциум во главе с российской командой «Проект Меганом». К апрелю нынешнего года специалисты закончат окончательную разработку проекта и подготовят техзадания, и в ближайшие несколько лет около 200 км набережных Москвы, из которых сейчас для жителей доступна лишь малая часть, получат новую жизнь.
В Минске ситуация с использованием прибрежных территорий Свислочи значительно лучше, чем в российской столице. Так называемый «водно-зеленый диаметр» Минска был продуман и спроектирован еще в 1976 году, и теперь эти территории представляют собой красивый ландшафт, который помогает городу «дышать», предоставляя своего рода коридор для свежего воздуха.
К тому же природные условия Минска позволяли использовать речки-притоки Свислочи, и в результате градостроители сформировали сеть водно-парковых полуколец в периферийных районах, например, Слепянскую водную систему (22,5 км набережных). Однако идея требовала развития, и в генеральных планах Минска заложено формирование масштабного водно-зеленого кольца на базе реки Лошицы и других водных ресурсов столицы.
С подобными проблемами сталкиваются многие мегаполисы мира, и хотя каждый конкретный случай уникален, все же идеи и наработки могут быть взяты на вооружение и в других городах.
И промзоны станут парками
Взять, к примеру, американский Лос-Анджелес. Полвека назад мало кто вообще знал, что в городе есть река, настолько заброшенными, грязными и непригодными для жизни были ее воды и берега. Сплошная головная боль для властей и экологов. Спасением ситуации стал общий мастер-план для всех территорий вдоль реки, работа над которым началась в 2005 году. Ревитализация реки – дело небыстрое, в случае с Лос-Анджелесом речь идет примерно о 30-50 годах. Мастер-план, согласованный и принятый в 2007-м, уже начал воплощаться в жизнь.
Главная задача – как и в Москве – предоставить максимальному количеству жителей доступ к реке, переформатировать промзоны. Очистка русла, контроль уровня воды, улучшение качества воды, создание сети велодорожек, пляжных и парковых зон – всего запланировано реализовать около 240 проектов в рамках единого плана.
Канадский Торонто сделал ставку на строительство интересных объектов вдоль озера Онтарио – настоящей жемчужины этого крупного города. Проект по ревитализации неиспользуемых промзон и территорий стартовал в 2001 году под руководством созданной правительством Канады и городской администрацией организации Waterfront Toronto. Задача «проста»: за четверть века превратить прибрежный участок площадью 800 га в район современного города. В ходе тендера эксперты выбрали проект архитектурных бюро во главе с голландской компанией West 8. Они, в частности, сделали упор не только на саму набережную, но и на территории, находящиеся дальше от воды. Все работы должны быть завершены уже в текущем году.
И город уже заметно преобразился: несколько экологичных деревянных набережных общей площадью почти 2 тыс. м2, пять красивых и удобных деревянных мостов, велодорожки, газоны и места для развлечений детей и взрослых – обновленный район уже стал одним из самых популярных общественных пространств города.
Порт в стиле «Челси»
В столице Норвегии Осло власти столкнулись с несколько иной проблемой: что делать с бывшим портом, который занимает огромную площадь и не используется по назначению? Общий мастер-план, принятый в 2013 году, свел воедино все разрозненные проекты по освоению бухты, существовавшие с 80-х годов, и получил название Fjord City, куда вошли 13 районов площадью 225 га. Эксперты и архитекторы проанализировали исторически сложившиеся функции каждого из районов, определив их в соответствии со «специализацией» - деловой центр, транспортный узел, парк, культурно-образовательный центр и т.д. В каждом из них были предложены свои идеи реновации, строились новые здания (например, Театр национальной оперы и балета по проекту бюро Snohetta), обновлялась инфраструктура и т.д. Больше всего перемен произошло в районе Tjuvholmen, где раньше располагались портовые доки. Там построены музей современного искусства по проекту Ренцо Пиано, большой парк, прогулочная набережная, офисный центр, отель и многое другое. Вся набережная, ранее бывшая заброшенным портом, постепенно превратилась в настоящий норвежский «Челси» - респектабельный район, где прописались галереи искусств, выставочные комплексы, модные экспозиции. И самое главное – его полюбили местные жители.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть