К такому выводу пришли участники круглого стола в пресс-центре «АиФ».
Оксана СМОТРЕНКО, заместитель начальника управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Минкультуры РБ; | |
Наталья ХВИР, заведующая сектором по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Беларуси; | |
Леонарда МАЛЕЦ, главный специалист управления контроля за работой отраслей социальной сферы Главного управления контроля бюджетно-финансовой сферы и деятельности государственных органов Комитета государственного контроля РБ; | |
Виктор ЛЕВША, прокурор отдела по надзору за исполнением природоохранного и земельного законодательства Генеральной прокураторы РБ; | |
Антон АСТАПОВИЧ, руководитель ОО «Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры»; | |
Вадим ГЛИННИК, архитектор-реставратор. |
- Кто должен следить за ходом реставрации?
Оксана Смотренко (О.С.): - Представители местных исполнительных органов - это ответственные лица, которые должны непосредственно быть на объекте.
Заказчик же определяется решением исполкома и выполняет все функции: в частности, выбирает проектную и подрядную организацию.
Антон Астапович (А.А.): - Хотя законом и предусмотрен контроль власти за использованием памятников и их состоянием со стороны органов местной, но они этой функции тотально не исполняют. Специалисты отделов и управлений культуры, которые отвечают за охрану историко-культурного наследия, зачастую даже не выходят на объекты и не знают, что там происходит.
Поэтому нам необходимы системные изменения. Должно быть принято решение о создании государственной инспекции как независимого органа, который был бы подчинен Администрации президента. Только это может дать начало нормализации всей ситуации.
- Как часто и на каком основании проводятся проверки объектов на реставрации?
Леонарда Малец (Л.М.): - Комитет госконтроля осуществляет свою контрольную деятельность в соответствии с указом президента №510. Плановые проверки проводятся согласно опубликованному координационному плану, доступному для любого желающего. В него включаются разные субъекты хозяйствования, в том числе и объекты культурного наследия, на которых ведутся строительные работы, включая реставрационно-восстановительные.
В то же время постоянного целевого контроля за проведением реставрационно-строительных работ Комитет не проводит. При этом в отношении того или иного объекта историко-культурного наследия по поручению главы государства и правительства может быть проведен внеплановый контроль.
При проверке любого объекта строительства, в том числе культурного наследия, выявляются типичные нарушения: завышение объемов и стоимости строительно-монтажных и других работ, нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств.
Виктор Левша (В.Л.): - Большая часть жалоб на некачественную реставрацию касается нарушений порядка производства работ на историко-культурных ценностях, выдачи разрешений со стороны Министерства культуры и территориальных органов архитектуры и градостроительства. Мы не можем реагировать на каждую жалобу - мы даем соответствующие поручения на места прокурорам района.
Уголовных дел в этой сфере возбуждается немного. Решения по фактам повреждения историко-культурных ценностей не принимаются, поскольку очень многие объекты, которые были повреждены или разрушены, к тому моменту уже утратили свою историко-культурную ценность. И принять решение в связи с тем, что объект был поврежден или снесен, не представляется возможным.
- Куда в первую очередь следует обращаться по нарушениям при реставрации?
О.С.: - Если такие нарушения выявляются, первым делом следует информировать Министерство культуры. Мы рассматриваем факты и при подтверждении таких сведений выдаем предписание. В прошлом году было 34 таких предписания.
Почему уголовных дел не так много? Если мы выдали предписание, а оно не выполняется, мы составляем протокол об административном правонарушении. Если исполнитель отказывается принимать меры, в рамках нашего соглашения мы просим помощи у Генеральной прокуратуры. После этого чаще всего все необходимые действия приводятся в исполнение.
Наталья Хвир: - До 2012 года проверки выполнения требований законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия в соответствии с требованиями Указа президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» проводило только Министерство культуры. В 2010 году было проведено 22 проверки, в 2011-м - 49, в 2012-м - 20, в первом полугодии 2013 года - 9. К местным органам власти эта функция перешла только в июле 2012 года. Кроме того, с 2013 года во исполнение пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2012 г. №1105 «Об утверждении перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера» Министерством культуры разработана Инструкция о порядке осуществления осмотра недвижимых объектов историко-культурного наследия, и сейчас мы кроме проверок имеем право проводить также осмотры историко-культурных ценностей.
При нарушении требований законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия Министерство культуры в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь» выдает предписания о необходимости приостановки работ на историко-культурных ценностях. В 2010 году таких предписаний было выдано - 25, в 2011-м - 31, в 2012 году -18, на 1 июня 2013 года - 11.
Также Министерство культуры уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере охраны историко-культурного наследия.
- Следят ли у нас за тем, как проводится реставрация, не злоупотребляют ли там современными материалами?
О.С.: - Зачастую мы вынуждены использовать современные строительные материалы. Извести и известковой штукатурки, которые применялись раньше, сейчас уже не найти. Приходится использовать современные стеклопакеты. И поэтому речь идет не столько о реставрации, сколько о реконструкции, воссоздании образа, облика.
Вадим Глинник (В.Г.): - Реставрация должна сохранять аутентичность. Именно аутентичность объекта сегодня воспринимается как самая важная часть культурного наследия. Сделанный из современных материалов объект - это уже не памятник. По этому поводу еще в XIX веке английский эссеист Джон Рескин сказал, что реставрация - это наихудший вид разрушений, который может произойти со зданием. Подмена подлинника - это уничтожение объекта.
Поэтому нам нужны стандарты, которые могли бы сдержать поток халтуры, заполнившей нашу сферу. Теперь Минкульт даже лишен права разрабатывать реставрационные нормы: эти функции передали Минстройархитектуры, которое, естественно, отстаивает интересы своих строительных трестов.
Выходит, что вместо реставрационных работ проводятся ремонтные. И часто в результате неквалифицированных работ страдает подлинность памятника.
А.А.: - Надо говорить еще и о несоответствии в законодательстве. В России, например, в отношении объектов историко-культурного наследия запрещен такой вид работ, как реконструкция, - только реставрация или восстановление. У нас же реконструкция есть. Она регулируется техническими нормативными документами, которые разрешают использовать новые материалы и новые конструкции. Получается так, что наше законодательство разрешает нарушать аутентичность. А ведь один из критериев подлинности историко-культурного наследия – это как раз таки аутентичность материалов.
Поэтому чем нам следует заниматься - так это совершенствованием техническо-нормативной и законодательной базы. Без таких глобальных системных изменений мы не будем двигаться вперед.
О.С.: - У нас в законе говорится о приспособлении. Ведь существует много объектов, как, например, костел в Княжицах в Могилевском районе - это великолепное здание, которое не используется. Говорить о реставрации за счет бюджетных средств не приходится - это очень большие деньги. Католиков, для которых можно было бы восстановить костел, там не осталось, и у костельного комитета нет желания его восстанавливать. Чтобы здание не разрушилось, в нем, допустим, можно сделать дворец культуры. Но тогда это будет уже реконструкция, которая требует согласно строительным нормам проходов определенной ширины, освещения, установки туалетов.
При воссоздании памятников архитектуры должна быть возможность их использования. В ином случае памятник снова будет разрушаться.
- А какую роль играют частные инвесторы: они помогают реставрации, принося деньги, или вредят ей, пытаясь изменить реставрируемый объект под себя?
В.Г.: - Институт научного руководителя был введен у нас в 1992 году. Тогда на рынке реставрационных услуг доминировал бюджетный заказчик, и проблем с инвестиционным давлением заказчика на проектировщика не было. Но постепенно на этот рынок стали приходить частные инвестиции. В таком случае государство по-прежнему назначает научного руководителя и, следовательно, требует подчинения себе, но зарплату ему уже платит инвестор.
Зачастую научные руководители создают определенные неудобства инвестору - это как если бы сотрудники судов получали зарплаты от подсудимых. И хотя мы назначаемся государством, мы все равно экономически зависим от инвестора. А на рынке тот, кто платит, тот и заказывает музыку.
Чтобы избежать такой ситуации, во многих странах Европы ответственные архитекторы (аналог научного руководителя) выведены из-под давления инвесторов: они получают зарплату из госбюджета и полностью подчиняются органам госуправления.
Я считаю, очень важно и у нас вывести научных руководителей из зависимости от инвестора и приблизить к государству. И тогда инвесторы будут отчислять средства в фонды культурного наследия, из которого Министерство культуры платит зарплату научным руководителям.
О.С.: - Оставляя институт научных руководителей, мы рассчитывали на то, что к каждому инвестору, проектировщику будет прикреплен специалист, который будет пояснять, что можно делать и как это делать. От них на самом деле зависит очень многое.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть