1006

Не только жалобы! Как решать проблемы на местном уровне

"Аргументы и факты" в Беларуси № 36 06/09/2016
Помочь в благоустройстве может каждый - было бы желание.
Помочь в благоустройстве может каждый - было бы желание. АиФ

Законодательство Беларуси предусматривает множество различных форм реализации местного самоуправления и способов решения социальных проблем на местном уровне. Однако, как показывает практика, самая распространенная форма общения граждан с представителями власти - обращения и жалобы. При этом зачастую переписка с чиновниками может длиться годами, а проблемы не решаются.

В ТЕМУ
Ст. 36 новой редакции Закона «О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь» от 4 января 2010 г. предусматривает участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходования бюджета на определенные ими цели. В юридической литературе это участие часто именуется самообложением граждан. Размеры отчислений средств самообложения, которые являются добровольными, сроки их уплаты и категории граждан, участвующих в отчислении этих средств, определяются местным собранием или ОТОС.
Председатель правления Просветительского общественного объединения «Фонд имени Льва Сапеги» Мирослав КОБАСА отметил: помимо популярных видов обращений, например, жалоб и заявлений, не стоит забывать и о таком, как предложение. В соответствии с ч. 3 п. 1. ст. 1 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» предложение - это рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества. В последнее время предложение как вид обращения стало значительно чаще использоваться гражданами при реализации своих прав на местное самоуправление. К нему часто прибегают жители городов, когда необходимо, например, добиться изменения расписания общественного транспорта, благоустроить дворовую территорию, открыть мини-рынок или спортивную площадку, оборудовать стоянку для личных автомобилей и др.

Кроме того, гражданам следует знать и учитывать, что в соответствии со ст. 22 Закона коллективные обращения тридцати и более заявителей в организации по вопросам, входящим в их компетенцию, подлежат рассмотрению с выездом на место, если иное не вытекает из этих обращений.

Территориальное и общественное самоуправление

В Законе «О местном управлении и самоуправлении» особое место отводится органам территориального общественного самоуправления (ОТОС). В п. 2 ст. 25 Закона подробно перечисляются задачи, стоящие перед ОТОС, среди которых - содействие в реализации прав, свобод и законных интересов граждан; оказание помощи исполнительным и распорядительным органам, Советам в работе с гражданами; привлечение граждан к решению вопросов улучшения сохранности, эксплуатации, ремонта, благоустройства жилых домов и придомовых территорий; содействие уполномоченным органам в осуществлении деятельности по профилактике правонарушений и многое другое.

«Правда, несмотря на то что такая форма местного самоуправления, как ОТОС, в Беларуси очень развита, она, к сожалению, не очень эффективна по причине недостаточного финансирования, - рассказал Мирослав Кобаса. - Но, если этой проблемой занимаются активные и неравнодушные люди, они находят внебюджетные источники финансирования. В качестве положительного примера могу привести проект «Создание и деятельность клубов старост деревень «КУТ» в агрогородке Кольчуны Ошмянского района. Благодаря этому проекту, инициатором которого выступил отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Ошмянского райисполкома, местному населению была предоставлена возможность напрямую поучаствовать в самоуправлении. Старосты выяснили у жителей, какие проблемы они хотели бы решить, при этом принимая в их решении непосредственное участие. Люди определили: благоустроить детскую площадку, разбить сад, отремонтировать пешеходный мост через болото. Таким образом, были поданы мини-проекты для выделения средств на приобретение необходимых материалов, оборудования, саженцев и т.п., и местные жители своими силами выполнили все работы. По результатам проекта «КУТ» председатель Ошмянского райисполкома поручил председателям сельисполкомов провести работу с населением и внести на рассмотрение инициативы по благоустройству населенных пунктов с возможностью их реализации жителями самостоятельно.

Подобным образом в Речице по инициативе молодежных лидеров и общественных организаций совместно с местными органами власти была построена современная площадка для катания на скейтборде, роликах и занятий стрит-воркаутом, что улучшило условия досуга молодежи.

Инициатива и активность граждан - это один из эффективных способов решения проблем, и при их поддержке и взаимопонимании со стороны местных властей можно решать многие существующие на местном уровне трудности. Разве сложно председателю того или иного райисполкома, допустим, раз в квартал собрать представителей общественных объединений, молодежных лидеров, местных общественно активных граждан и поговорить о том, какие проблемы существуют и чем люди могли бы помочь? Это дало бы им возможность выбрать приоритетные направления работы на общее благо. Также очевиден экономический эффект от такой работы. В Ошмянах посчитали: при благоустройстве детской площадки, когда были закуплены только материалы, а все остальное жители делали сами, стоимость объекта оказалась в 2,4 раза ниже обычного.

Если бы в Беларуси в решении проблем на местном уровне активнее задействовали человеческий ресурс - волонтеров, общественные организации, инициативные группы граждан, то для местного бюджета экономия составила бы до 30%».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно