105 лет назад, 5 сентября 1919 года, погиб один красный начдив — так тогда называли командующего дивизией. Дело не то чтобы редкое — во время Гражданской войны смерть в бою для военачальника в ранге генерал-майора не была чем-то экстраординарным. Нерядовым этот факт делала фамилия красного начдива — Чепаев.
Именно так, да ещё и через «ять», подписывал свою фамилию не привыкший к обновлённым правилам орфографии Василий Иванович, что зафиксировано многочисленными документами. К привычному для нас виду она пришла только после смерти начдива. Да и то не сразу. Даже после знаменитого романа Дмитрия Фурманова на местах находились упрямцы. Так, газета «Волжская коммуна» в ноябре 1932-го года вышла с заметкой: «Памятник Чепаеву в Самаре открыт». И только фильм Георгия и Сергея Васильевых, вышедший на экраны в ноябре 1934 года, навсегда постановил, что «главного героя» Гражданской войны следует называть Чапаевым, в крайнем случае — Чапаем, и никак иначе.
Влияние этой картины на мировой кинематограф иногда сравнивают с влиянием фильма «Броненосец Потёмкин», а уж об отечественном культурном коде и говорить не приходится. «Чапаева» любят и смотрят до сих пор, а цитаты из него мы используем в повседневной речи уже на автомате.
Глас народа
Возможно, именно благодаря невероятному успеху фильма с некоторых пор в общественном сознании утвердилось мнение, что Чапаев, при всех его заслугах, фигура отчасти дутая. Дескать, таких начдивов было в каждой дюжине двенадцать, а советская власть просто назначила Чапаева выдающимся, сотворив руками писателей и режиссёров грандиозный миф чуть ли не на пустом месте.
При этом из вида упускается один очень важный момент, который нельзя подделать или назначить. Глас народа — глас божий, с этим трудно спорить. И у Чапаева здесь всё в порядке. Фольклорист Виктор Сидельников, предприняв поездку по местам следования Чапаевской дивизии, писал: «15 июля 1919 года в одной из центральных газет прошла заметка „Письмо с Уральского фронта“, где сообщалось, что некий Чапаев, бывший фельдфебель, в настоящее время является командиром самой лучшей, многочисленной и дисциплинированной дивизии, пользуется огромной популярностью, и про него рассказывают целые легенды».
Обратим внимание на дату. Чапаев в эти летние дни ещё жив и здоров, а легенды о нём уже в ходу. Более того, стоит слегка отмотать назад и убедиться, что к лету 1919 года легенды и впрямь должны были оформиться. Потому что народная молва прославила Чапаева ещё раньше. Николай Хлебников, будущий генерал-полковник артиллерии и Герой Советского Союза, воевал в дивизии Чапаева с начала 1919 года. Вот его слова: «С первых дней прибытия Иваново-Вознесенского отряда на фронт мы много слышали о легендарном Чапаеве». Дмитрий Фурманов, ещё не помышляя о создании романа, 28 февраля 1919 года занёс в дневник: «Здесь по всему округу можно слышать про Чапаева...»
Преемник Ермака
Впрочем, окончательно легенды оформляются уже после смерти Чапаева. И надо признать, что Василий Иванович достигает в них поистине невероятных высот. Иногда его жизнь, битвы и гибель описываются средствами волшебной сказки — так, по мнению сказителя Матвея Корганова, Чапаеву помогала тётка-ведунья: «Слушай, племянник, вот я даю тебе кольцо. И в этом кольце такая волшебная сила, что никакая тебя пуля не возьмёт, и никакой тебя меч не сечёт. Ну, кольцо будет действовать только на суше, так что остерегайся воды...» Иногда Чапаев предстаёт былинным героем — его появление на свет сопровождается визитом трёх калик перехожих, которые одаривают отца новорожденного: «И прими от нас, от трёх от странников, ты подарочек для сына для любимого. А от первого прими любовь народную, от второго — удаль молодецкую, а от третьего — смерть храбрую, геройскую...» На вопрос отца, что же это за калики перехожие, которые дарят такие странные дары, следует неожиданный ответ. Первый — Емельян Пугачёв, второй — Стенька Разин, а третий — покоритель Сибири Ермак Тимофеевич, нашедший смерть в реке Иртыш.
Встать вровень с такими героями — это не каждому дано. Но сказители не останавливаются и наделяют Чапаева кое-чем ещё. Оказывается, он не совсем погиб, а просто перешёл в иной мир: «Принесёт тебя этот конь к горе Чёрная Орлица, про неё никто на земле не знает. Как будут обижать народ, ты станешь выручать его из нужды...» А это уже высший уровень. Так некогда в сказаниях описывали посмертную судьбу самого Александра Суворова: «Проснётся он в тяжкие времена, когда вся русская земля покроется кровью по щиколотку его боевому коню. Тогда Суворов встанет, выйдет из своей каменной кельи и сразит лютого врага земли русской...»
Воля ваша, но такого не добиться никакой пропагандой. Стало быть, дело не в романе и не в фильме, а в самом Чапаеве. Вернее, в тех его качествах, о которых народ успел услышать и которые по-своему осмыслил. Так что скорее, всё было наоборот — как раз кино в чём-то «подкручивали» под уже готовое народное восприятие Чапаева, а на историческую реальность порой закрывали глаза.
Выше правды
Взять хотя бы его внешность. Вот как представлял Чапаева до знакомства с ним Николай Хлебников: «Громадный рост, мощное сложение, голос — труба. Таким сделала Чапаева людская молва». Реальность была куда прозаичнее: «Обыкновенный человек, сухощавый, среднего роста, видимо, небольшой силы, с тонкими, почти женскими руками. Жидкие тёмно-русые волосы прилипли косичками ко лбу. Короткий нервный тонкий нос, тонкие брови в цепочку, тонкие губы...» Но такого Чапаева народ бы не принял. И потому Васильевы взяли на его роль статного мускулистого Бориса Бабочкина. Да ещё и слегка поколдовали специальными приёмчиками: «Чапаев — человек огромного роста, верхом на колоссальной лошади (к тому же снятый снизу) производит поистине грандиозное впечатление».
Кстати, о «колоссальной лошади». Реальный Чапаев крайне редко ездил верхом. Во-первых, потому что по своим военным корням был пехотинцем. А во-вторых, из-за тяжёлого шрапнельного ранения левого бедра, полученного на фронтах Первой мировой. Именно поэтому он иногда устраивал скандалы командующему 4-й армией РККА Тихону Хвесину: «Товарищ Хвесин! Вы приказ мне даёте и требуете его выполнить, но пешком по всему фронту я ходить не могу, верхом мне ездить невозможно. У меня вышиблена рука и порваны жилы, управлять лошадью не могу. Прошу выслать мне для дивизии и для дела революции один мотоциклет с коляской, 2 легковых автомобиля и 4 грузовика». Но русский былинный герой на автомобиле? Нет, это немыслимо. А потому где, по мнению Чапаева, находится командир, когда «отряд следует боевым порядком»? Правильно — как сказано в кино: «Впереди, на лихом коне!»
Та же судьба постигла и остальные виды современного вооружения. В дивизии Чапаева был сводный 17-й отряд бронеавтомобилей, флагманом которого считался броневик «Гарфорд-Путилов», вооружённый пушкой и тремя пулемётами, весом в 11 тонн с экипажем из 8 человек, а также 26-й и 30-й авиационные отряды общей численностью до 30 боевых самолётов... В кино нам эту радость не показали, хотя первоначально такой план был — в рамках мести за погибшего Чапаева красные должны были ворваться в городок Лбищенск, что на берегу Урала, «в силе тяжкой». Васильевы от этого отказались по тем же причинам — былинным героям такое не к лицу.
Может возникнуть вопрос — а в фильме вообще хоть что-то осталось от реального исторического Чапаева? Да. Осталось самое главное. То, что не противоречит народному представлению о «настоящем былинном герое». То, что ценится во все времена. То, о чём сказано в характеристике, с которой Чапаев был отправлен в Академию Генштаба РККА в конце ноября 1918 года: «Василий Иванович Чапаев, ныне командируемый в Академию Генерального Штаба, обладает следующими свойствами: ясным пониманием необходимости для победы координировать действия боевых единиц, пониманием маневра и удара, смелостью в принятии решения, военным здравым смыслом, умением ориентироваться в боевой обстановке, личным обаянием героя, могущего подвигами беззаветной храбрости, твердостью воли и решительностью заставить исполнить приказание».
Невероятно талантливая. Как стала знаменитой Уитни Хьюстон
Трианон против Штирлица. Неправильный успех «ТАСС уполномочен заявить»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть