525

Трианон против Штирлица. Неправильный успех «ТАСС уполномочен заявить»

Борис Клюев в роли Трианона. Вячеслав Тихонов в роли генерал-майора КГБ Константинова.
Борис Клюев в роли Трианона. Вячеслав Тихонов в роли генерал-майора КГБ Константинова. Коллаж АиФ

28 июля 1984 года в Лос-Анджелесе стартовали XXIII летние Олимпийские игры, а через два дня советское Центральное телевидение начало показ 10-серийного телефильма «ТАСС уполномочен заявить». Задним числом эти два события связали между собой — мол, поскольку СССР и другие страны социалистического блока игры в США бойкотировали, то власти страны решили отвлечь от них население трансляцией шпионского сериала, которому, видимо, судьбой было предписано стать популярным. В принципе, с популярностью всё получилось — ещё одна экранизация романа популярного писателя Юлиана Семенова не могла не заинтересовать зрителей.

Как всё было на самом деле

Идею этого романа Семенову подсказали в КГБ СССР — у писателя были хорошие отношения с этим ведомством, да и опыт сотрудничества был скорее положительный. Ведь когда показывали телефильм «Семнадцать мгновений весны», улицы советских городов пустели по-настоящему.

Семенову сообщили некоторые детали реальной операции по разоблачению завербованного ЦРУ советского дипломата Александра Огородника, которая проходила в середине 1970-х. Американцы поймали его вовремя работы в посольстве СССР в Колумбии на так называемую «медовую ловушку» — подвели женщину, а потом шантажировали этой связью, раскрытие которой закрыло бы Огороднику любые зарубежные поездки. По другой версии, Огородник — он получил кодовое имя «Трианон» — не особенно и сопротивлялся вербовке. Правда, его ценность для американской разведки подвергается сомнению, хотя считается, что он раскрыл что-то важное перед переговорами по разоружению, что усилило позицию делегации США. Арестовали предателя в июне 1977 года; во время допроса он принял яд и скончался, так и не рассказав о своих преступлениях. Есть ещё одна версия — Огородника КГБ «подбросили», чтобы отвлечь внимание от других, более важных агентов — например, Олега Гордиевского. Подтвердить или опровергнуть эту версию, естественно, невозможно.

Как Семенов фильм снимал

Разумеется, сам Юлиан Семенов фильм по своему роману не снимал, но на процесс съемок повлиял серьезно. Книга о разоблачении Трианона была издана в 1979-м, тогда же решили её экранизировать. Режиссером была назначена Татьяна Лиознова, но писатель внезапно выступил против этой кандидатуры, причем по странной причине: Семенов заявил, что Лиознова снимает медленно. В принципе, он имел право так говорить — 13 серий «Семнадцати мгновений весны» та снимала два с лишним года. Но нельзя забывать, что она превратила книгу в настоящий киношедевр, который и сегодня любят зрители, а Штирлица — в одного из главных народных героев. Но руководство киностудии пошло писателю навстречу. Позвали режиссера Игоря Шатрова (детектив «И это всё о нем»), но тот тоже не подошел. Рассказывают, что обе кандидатуры отклонили из-за денег — Лиознова и Шатров считали книгу некинематографичной и предлагали свои услуги как соавторов сценария, но Семенов не захотел делиться гонораром.

Третьим режиссером стал Борис Григорьев («Петровка, 38» и «Огарева, 6» по произведениям Семенова), который начал съемки и даже отснял несколько серий. Вот только этот материал категорически не понравился Семенову; кураторы из КГБ с ним согласились. Спасать ситуацию позвали Владимира Фокина («Сыщик») — он вытребовал у писателя право на изменения исходного сценария, но в соавторы не набивался. Именно его версия в итоге и добралась до экрана.

Роберт вместо Марты

Фокину пришлось не только работать над сценарием, но определяться с актерским составом. Из тех актеров, которых отобрал Григорьев, остались только трое — Вячеслав Тихонов (генерал-майор КГБ Константинов), Алексей Петренко (американский журналист Пол Дик) и сыгравший главного злодея Трианона-Дубова актер Малого театра Борис Клюев.

«Когда меня утвердили на роль предателя Трианона, не скажу, что испытал чувство особой радости. Все актеры прекрасно понимают: такой персонаж никогда не вызовет симпатии у зрителей, никогда не будет отмечен премиями», — рассказывал Клюев в беседе с aif.ru.

Именно Клюев предложил пригласить на роль полковника Славина своего коллегу по Малому театру Юрия Соломина, и, в принципе, это было даже логично — тот был известен зрителям по положительным ролям, а прославился после выхода драмы о разведчиках «Адъютант его превосходительства».

Любопытно, что в фильме про подвиги советской контрразведки засветились два актера из республик СССР, которые впоследствии отличились русофобскими высказываниями — это Вахтанг Кикабидзе и Ивар Калныньш. И если Кикабидзе играл резко отрицательного персонажа — убийцу, контрабандиста и наркоторговца Глэбба, то Калныньшу досталась положительная роль — он сыграл офицера безопасности посольства СССР в Тразиланде (прототип — ЮАР), а о работе над фильмом вспоминал с восторгом.

Вообще в фильме (и в книге) многие персонажи имели реальных прототипов, а у некоторых даже поменяли пол, чтобы слегка замаскировать. Например, советник посольства Роберт Лунс (играл Константин Карельских), который пришел в финале на встречу с замаскированным лже-Трианоном. На самом деле на эту удочку попалась вице-консул посольства США Марта Петерсон, которая и отвечала за подобные мероприятия. После задержания её объявили персоной нон грата и выслали из СССР.

Всё равно Штирлиц

Показ «ТАСС уполномочен заявить» закончился за два дня до закрытия олимпиады в Лос-Анджелесе. Понятно, что никакой статистики «отвлечения от американских игр» не существует — трансляции соревнований не было, а телефильмы в те времена всегда привлекали повышенное внимание. К тому же это был не просто фильм, а экранизация романа Семенова, в котором снялись артисты, которых знала вся страна, то есть картина просто была обречена на успех, причем почти такой же, что выпал 11 годами раньше на долю «Семнадцати мгновений».

Впрочем, того же вау-эффекта, что накрыл СССР после «Мгновений», после «ТАСС...» всё же не случилось. Изменилось время — даже за время съемок, которые продолжались из-за чехарды с режиссерами с 1980-го по 1984-й, в стране умерли два Генсека, в том числе и бывший председатель КГБ Андропов, который был одним из инициаторов этой экранизации. По слухам, после прихода к власти Черненко этот проект едва не закрыли, но потом началась история с бойкотом Олимпиады, и телесериал оказался востребованным продуктом. Актеров, кстати, наградили — почти всех. Клюеву, как он и предсказывал, никаких званий за роль Трианона не дали — заслуженным артистом РСФСР он стал лишь в 1989-м.

Но самым главным показателем зрительского успеха тех же «Семнадцати мгновений...» всё же стоит считать ушедшие в народ цитаты и яркие образы, по которым ведущих актеров запомнили зрители. С «ТАСС уполномочен заявить» этого не случилось — общеизвестных цитат из этого фильма почти нет, а образы... Вячеслав Тихонов всё равно прежде всего Исаев-Штирлиц, а Юрий Соломин — капитан Кольцов. И Клюев не стал для поклонников его таланта отожествляться с предателем Трианоном, а остался для старшего поколения графом Рошфором и — для молодого зрителей — мудрым Николаем Петровичем из сериала «Воронины».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно