10376

Переход через Памир. Белорусы участвовали в уникальной военной операции

№ 27 от 3 июля 2013 года 03/07/2013

«В 1979 году 24 декабря в 2 часа ночи мы были подняты по тревоге и получили приказ перейти Памир по горному маршруту. Это 11 горных перевалов, 7 из которых выше 4 тысяч метров. Мороз -40, снежные лавины, никакого спецобмундирования, ограниченный паек, кислородное голодание.

Но мы прошли этот маршрут, не потеряв ни одного человека. Только позже мы узнали, что такой переход был совершен впервые в истории войн и военного искусства. Правда, это так и осталось неоцененным и мало кому известным».

Ветеран ВС, воин-интернационалист Владимир ПАНКОВ рассказал «АиФ» подробности того секретного перехода советского полка на территорию Афганистана.

- Наш 860-й отдельный мотострелковый Псковский Краснознаменный полк располагался на юге Киргизии в предгорьях Памира, в городе Ош. Вместе с пограничниками мы прикрывали границу. И специальной подготовки для выполнения задач в горах у нас не было. Когда был получен приказ совершить переход через Памир (Ош-Сары-Мургаб-Хорог-Ишкашим), то мы сначала даже не знали, для чего. Наш путь в Афганистан лежал по Восточному Памирскому тракту, проложенному еще в 30-х годах XX века. Это очень опасная дорога: постоянные подъемы и спуски на краю пропасти. Летом, незадолго до нашего марша, здесь погибла сборная СССР по альпинизму, рухнув в машине в пропасть. А зимой все усугубляла погода: -40, некоторые перевалы закрыты для движения, сильный ветер, снег с песком, лавины. На высоте в 3000-4000 метров начинает болеть голова от кислородного голодания, организм тянет в сон, но останавливаться нельзя, переключать передачу опасно - это смерть. Спали в боевых машинах по 1-2 часа, потому что дольше не получалось из-за холода. У многих были обморожены руки и ноги. Для боевых действий в горах нужно спецобмундирование, у нас же были самые обычные шинели. Дров на Памире нет, и костры разжечь было проблематично. Моим механикам танковых тягачей приходилось по нескольку раз поднимать БМП на перевалы, а затем спускать на двух гибких тросах. За период прохождения памирского марша вышли из строя из-за поломок 48 автомобилей, 14 БМП, 5 БТР-60. Я поражаюсь мужеству и стойкости наших солдат: мы преодолели 11 горных перевалов за 5 дней (это 1100 км), не потеряв ни одного человека, а 3 января двинулись в поселок Ишкашим, а оттуда в афганский Файзабад, где уже пришлось воевать и появились первые убитые.  За этот уникальный, на грани выживания марш через Памир мы получили от Горбачева… грамоту.

Не надо нас делить

- Меня побудила рассказать эту историю полемика, которая идет по поводу положения белорусских военнослужащих, - продолжает Владимир Панков. - В силу разных причин, в том числе секретности многих военных операций, в обществе нет представления, в каких условиях приходилось служить советским офицерам.

К примеру, при марше через Памир весь личный состав, на какой бы должности ни находился человек, выполнял тяжелейшую работу, привлекались и тыловые служащие. Так, начальник клуба части лейтенант Коробов в отсутствие замполита роты заменил его в рейде при отражении атаки врага и был тяжело ранен в голову, комиссован. Но были те, кто, выбивая себе командировки на пару дней в Афганистан, потом приравнивал себя к воинам-интернационалистам. Об этой проблеме тоже нужно говорить. Только в открытом диалоге можно достичь правильного решения.

СПРАВКА

В истории советских ВС было три высокогорных перехода, два из которых носили сверхсекретный характер.

Первый был в 1937 г., когда из Подмосковья эшелоном до Канта под Бишкеком, а затем своим ходом в Синьцзянский военный округ (Китай) была переброшена рота колесно-гусеничных танков БТ-7.

Второй переход 6-й танковой армии через Большой Хинган (самые большие высоты - 1200-1500 м) был совершен в 1945 г.

Третий связан с испытаниями боевой техники в условиях высокогорья в районе Памирского тракта в 1953 году.

Основные предложения комиссии по этим испытаниям сводились к следующему: при действиях войск на высотах 3-4 тыс. метров необходимо производить отбор экипажей и давать 10-15 дней на их акклиматизацию.

Также проводились испытания на выживаемость личного состава на Памире. Впервые в 1967 году в период обострения обстановки на юге было осуществлено десантирование парашютнодесантного батальона 111-го гвардейского парашютнодесантного полка на горное плато в Алтайской долине на высоте 3600 м. За этот подвиг десантники были награждены орденами. О сложности боевых действий в горах говорит тот факт, что из 200 военных разведчиков 105-й воздушнодесантной дивизии (Ферганской) на высоту 4100 метров смогли подняться только 17 человек (по материалам «Вестника академии военных наук»).

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно