«В 1979 году 24 декабря в 2 часа ночи мы были подняты по тревоге и получили приказ перейти Памир по горному маршруту. Это 11 горных перевалов, 7 из которых выше 4 тысяч метров. Мороз -40, снежные лавины, никакого спецобмундирования, ограниченный паек, кислородное голодание.
Ветеран ВС, воин-интернационалист Владимир ПАНКОВ рассказал «АиФ» подробности того секретного перехода советского полка на территорию Афганистана.
- Наш 860-й отдельный мотострелковый Псковский Краснознаменный полк располагался на юге Киргизии в предгорьях Памира, в городе Ош. Вместе с пограничниками мы прикрывали границу. И специальной подготовки для выполнения задач в горах у нас не было. Когда был получен приказ совершить переход через Памир (Ош-Сары-Мургаб-Хорог-Ишкашим), то мы сначала даже не знали, для чего. Наш путь в Афганистан лежал по Восточному Памирскому тракту, проложенному еще в 30-х годах XX века. Это очень опасная дорога: постоянные подъемы и спуски на краю пропасти. Летом, незадолго до нашего марша, здесь погибла сборная СССР по альпинизму, рухнув в машине в пропасть. А зимой все усугубляла погода: -40, некоторые перевалы закрыты для движения, сильный ветер, снег с песком, лавины. На высоте в 3000-4000 метров начинает болеть голова от кислородного голодания, организм тянет в сон, но останавливаться нельзя, переключать передачу опасно - это смерть. Спали в боевых машинах по 1-2 часа, потому что дольше не получалось из-за холода. У многих были обморожены руки и ноги. Для боевых действий в горах нужно спецобмундирование, у нас же были самые обычные шинели. Дров на Памире нет, и костры разжечь было проблематично. Моим механикам танковых тягачей приходилось по нескольку раз поднимать БМП на перевалы, а затем спускать на двух гибких тросах. За период прохождения памирского марша вышли из строя из-за поломок 48 автомобилей, 14 БМП, 5 БТР-60. Я поражаюсь мужеству и стойкости наших солдат: мы преодолели 11 горных перевалов за 5 дней (это 1100 км), не потеряв ни одного человека, а 3 января двинулись в поселок Ишкашим, а оттуда в афганский Файзабад, где уже пришлось воевать и появились первые убитые. За этот уникальный, на грани выживания марш через Памир мы получили от Горбачева… грамоту.
Не надо нас делить
- Меня побудила рассказать эту историю полемика, которая идет по поводу положения белорусских военнослужащих, - продолжает Владимир Панков. - В силу разных причин, в том числе секретности многих военных операций, в обществе нет представления, в каких условиях приходилось служить советским офицерам.
К примеру, при марше через Памир весь личный состав, на какой бы должности ни находился человек, выполнял тяжелейшую работу, привлекались и тыловые служащие. Так, начальник клуба части лейтенант Коробов в отсутствие замполита роты заменил его в рейде при отражении атаки врага и был тяжело ранен в голову, комиссован. Но были те, кто, выбивая себе командировки на пару дней в Афганистан, потом приравнивал себя к воинам-интернационалистам. Об этой проблеме тоже нужно говорить. Только в открытом диалоге можно достичь правильного решения.
СПРАВКА
В истории советских ВС было три высокогорных перехода, два из которых носили сверхсекретный характер.
Первый был в 1937 г., когда из Подмосковья эшелоном до Канта под Бишкеком, а затем своим ходом в Синьцзянский военный округ (Китай) была переброшена рота колесно-гусеничных танков БТ-7.
Второй переход 6-й танковой армии через Большой Хинган (самые большие высоты - 1200-1500 м) был совершен в 1945 г.
Третий связан с испытаниями боевой техники в условиях высокогорья в районе Памирского тракта в 1953 году.
Основные предложения комиссии по этим испытаниям сводились к следующему: при действиях войск на высотах 3-4 тыс. метров необходимо производить отбор экипажей и давать 10-15 дней на их акклиматизацию.
Также проводились испытания на выживаемость личного состава на Памире. Впервые в 1967 году в период обострения обстановки на юге было осуществлено десантирование парашютнодесантного батальона 111-го гвардейского парашютнодесантного полка на горное плато в Алтайской долине на высоте 3600 м. За этот подвиг десантники были награждены орденами. О сложности боевых действий в горах говорит тот факт, что из 200 военных разведчиков 105-й воздушнодесантной дивизии (Ферганской) на высоту 4100 метров смогли подняться только 17 человек (по материалам «Вестника академии военных наук»).
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть