135

Не тот Чехов? Критики «Анну на шее» ругали, а зрители обожали

"Аргументы и факты" в Беларуси № 25. Сколько там "накапало"? 18/06/2024
Кадр из фильма

В 1954 году на экраны вышел советский художественный фильм «Анна на шее», снятый режиссером Исидором Анненским по одноименному рассказу А. П. Чехова.

Возможно, экранизировать чеховский рассказ доверили именно Анненскому потому, что он к тому моменту снял уже несколько фильмов по произведениям известного писателя: свою дипломную короткометражку «Медведь» и полнометражные картины «Человек в футляре» и «Свадьба». Сценарии для своих фильмов он, как правило, писал сам, и эта лента не стала исключением.

Режиссеру удалось собрать блестящий актерский состав: в картине снимались звезды советского театра и кино Михаил Жаров, Алексей Грибов, Владимир Владиславский. Роль князя исполнил знаменитый певец, композитор, поэт и актер Александр Вертинский.

Фото: Кадр из фильма

Анненский очень бережно подошел к работе над киноматериалом: даже на небольшие роли он пригласил известных актеров. Например, образы Дездемонова и Щеголева создали такие мэтры, как Владимир Шишкин и Геннадий Заичкин.

Одной из самых трудных задач был выбор актрисы на роль Анны Петровны Соболевой. Несколько десятков претенденток прошли через пробы, но в итоге роль досталась Алле Ларионовой  на тот момент она была студенткой ВГИКа.

Фото: Кадр из фильма

Такой выбор многим показался неудачным и непонятным. Александр Вертинский был категорически против кандидатуры Аллы Ларионовой и настаивал на том, чтобы главную роль отдали более опытной актрисе. К тому же, по его мнению, Ларионова абсолютно не соответствовала типажу чеховской героини, которая в рассказе описывалась так: «Аня так же, как мать, умела щурить глаза, картавить, принимать красивые позы, приходить, когда нужно, в восторг, глядеть печально и загадочно. А от отца она унаследовала темный цвет волос и глаз, нервность и эту манеру всегда прихорашиваться». Светловолосая голубоглазая Ларионова не только внешне была совсем другой – она и по своей внутренней природе не соответствовала чеховским героиням. Но Анненский был непреклонен. Он говорил: «Выбор Аллы Ларионовой на главную роль имел в известной степени принципиальное значение: я всегда стремился привлекать на экран актерскую молодежь».

Фото: Кадр из фильма

Увидел профессионала

Но, наблюдая за работой Ларионовой на съемочной площадке, Вертинский кардинально изменил свое мнение  он увидел в начинающей актрисе профессионала. Из-за нехватки павильонов одну из сцен снимали в гараже киностудии. Помещение не отапливалось, пахло бензином, на улице стоял двадцатиградусный мороз, а Ларионовой предстояло «нежиться» в кровати «роскошной спальни» в легком пеньюаре. С поставленной перед ней задачей актриса справилась блестяще, не жалуясь на экстремальные условия. Вертинский наблюдал за ее работой со стороны, а по завершении съемки подошел и поцеловал ей руку, приговаривая: «Браво… Браво…».

Их отношения с каждым днем становились теплее. Ларионова восхищалась аристократическими манерами Вертинского и прислушивалась к его советам относительно правил этикета, он в ответ восхищался ее красотой и самоотверженностью в работе. Конечно, им тут же приписали роман за кадром. Но в действительности их с тех самых пор и до последних дней жизни Вертинского связывала только искренняя дружба.

Лидер проката

Когда в мае 1954 г. фильм «Анна на шее» вышел на экраны, у зрителей он имел невероятный успех: его посмотрели более 30 млн человек, картина стала лидером проката этого года. У кинотеатров собирались огромные очереди, открытки с изображением Аллы Ларионовой тысячами разметали в киосках. На Международном кинофестивале в Италии в 1957 г. картина «Анна на шее» получила «Золотую оливковую ветвь». Полные кинозалы фильм собирал не только в СССР, но и в Южной Америке, куда творческая группа отправилась с гастролями.

А вот кинокритики этих восторгов не разделяли. Они упрекали режиссера в том, что он не воссоздал главного – атмосферы литературного первоисточника. Фильм получился ярким, эффектным, но при этом лишенным чеховской тонкости. Главная героиня была очень убедительна в образе роскошной красавицы на балу, которая наслаждается блеском высшего света, но при этом, кажется, вовсе не страдает от того, что ей пришлось выйти замуж за богатого старика.

Виктор Шкловский писал: «…Получилась лента, в которой была изображена польза лёгкого поведения. Женщина оказалась морально не разоблачённой. И это произошло прежде всего потому, что не было передано чеховское отношение к жизни. Мир, в который попадает Анна, не страшен, а привлекателен. При кажущемся повторении сюжета, при его помощи раскрыто не то, что раскрывал Чехов…».

Режиссер Михаил Ромм был с ним согласен: «Анненским снят не чеховский материал по самой стилистике… Большинство персонажей этой картины – не из того круга людей, который живописал Чехов».

КСТАТИ

Алла Ларионова дебютировала в кино всего за два года до съемок в фильме «Анна на шее», но уже успела прославиться не только в СССР, но и за рубежом благодаря картине «Садко», в которой сыграла главную женскую роль  Любавы Буслаевны.

Эта советская лента была представлена на Венецианском кинофестивале, и за рубежом актриса произвела фурор. Журналисты и кинокритики писали о «солнце Венеции в волосах у Аллы» и называли ее «самой молодой, самой веселой, самой красивой». Ее приглашали сниматься в Голливуде, сам Чарли Чаплин предложил ей роль в своем фильме, но, конечно, за границу ее не отпустили. Зато по возвращении в СССР Ларионова узнала, что утверждена на главную роль в фильме «Анна на шее», который стал ее визитной карточкой и звездным часом.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно